Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА ОЛОВА апостола: НМЛЦВ XI TOft Ж1 ДУГЪ ВАРЫ. 281 другомъ мѣстѣ онъ выражаетъ тоже самое, когда говоритъ: а не
дѣлающему, вѣрующему же оправдающаго нечестива, вмѣняется вѣра
ею въ правду (Рим. гѵ, 5), если все принадлежитъ благодати Духа?
Какъ и патріарха Авраама онъ увѣнчалъ за нее безчисленными
похвалами,—за то, что тотъ, презрѣвъ все настоящее, повѣрилъ
съ надеждою сверхъ надежды (Рим. іѵ, 18)? Итакъ, для чего же апо¬
столъ называетъ ее духомъ вѣры? Онъ хочетъ показать, что вна¬
чалѣ увѣровать и покориться призыву зависитъ отъ нашего бла¬
горасположенія; а послѣ того, какъ вѣра уже внѣдрена, мы имѣемъ
нужду въ помощи Святаго Духа для того, чтобы она пребывала
постоянно непоколебимою и неизмѣнною.. Ни Богъ, ни благодать
Духа не предваряетъ нашего расположенія, но, хотя призываетъ,
однако ожидаетъ, чтобы мы пришли добровольно и по собствен¬
ному желанію; а потомъ, когда мы уже пришли, тогда подаетъ
отъ Себя всякую помощь. Такъ какъ діаволъ, послѣ того какъ мы
приступили къ вѣрѣ, тотчасъ приходитъ, желая вырвать этотъ
добрый корень и спѣша посѣять плевелы и повредить истинныя
и чистыя сѣмена, то мы имѣемъ тогда нужду въ помощи Духа,
дабы Онъ, присѣдя нашей душѣ, подобно трудолюбовому земле¬
дѣльцу, своимъ великимъ попеченіемъ и промышленіемъ со всѣхъ
сторонъ ограждалъ новонасажденное растеніе вѣры. Поэтому апо¬
столъ въ посланіи къ ѳессалоникійцамъ говоритъ: Духа не уга¬
шайте (1 Сол. ѵ, 19), внушая, что по пришествіи благодати Духа
мы будемъ недоступными для лукаваго бѣса и всѣхъ ухищреній
его, потому что, если никтоже можетъ рещи Господа Іисуса, «ночію
Духомъ Святымъ (1 Кор. хп, 8), тѣмъ болѣе никто не можетъ
соблюсти вѣру свою безопасною и твердою, какъ только Духомъ
Святымъ. 6. Но какъ можемъ мы привлечь къ себѣ помощь Духа и рас¬
положить Его пребывать въ насъ? Добрыми дѣлами и хорошею 277
жизнію. Какъ свѣтъ свѣтильника поддерживается елеемъ, съ
уничтоженіемъ котораго и онъ прекращается и изчезаетъ,—такъ
точно и благодать Духа: когда есть у насъ добрыя дѣла и душа
орошается великою милостынею, пребываетъ въ насъ, какъ огонь,
поддерживаемый елеемъ, а безъ нея отступаетъ и удаляется—
какъ это и случилось съ пятью дѣвами. Такъ какъ онѣ, послѣ
многихъ трудовъ и подвиговъ, не запасли на помощь себѣ чело¬
вѣколюбія, то и не могли удержать при себѣ духовнаго дарова¬
нія, поэтому и были отлучены отъ брачнаго чертога и услышали
страшныя слова, которыя тяжелѣе геенны: отъидите,не вѣмъ васъ
(Матѳ, ххѵ 12, 41); поэтому и названы глупыми,—и справедливо,
такъ кань онѣ, преодолѣвъ сильнѣйшія похоти, были побѣждены
слабѣйшею. Посмотри: онѣ побѣдили силу природы, обуздали бѣ-