Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
280 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА аЛАТОТСТАГО. тряющимь намъ видимыхъ, но не видимыхъ, очами вѣры (2 Кор.
іѵ, 17, 18). Какъ очи тѣлесныя не видятъ ничего умственнаго,
такъ очи вѣры не видятъ ничего чувственнаго. Но о какой вѣрѣ
говоритъ здѣсь Павелъ? Названіе вѣры имѣетъ двоякое значеніе. Вѣ¬
рою называется та, которою нѣкогда апостолы совершали знаменія
и о которой Христосъ сказалъ: аще имате вѣру яко зерно горушно,
речете горѣ ееіі: прейди отсюду тамо, и прейдетъ (Матѳ, хѵи, 20).
Также, когда ученики не могли избавить лунатика отъ бѣса и
хотѣли узнать причину этого, то Онъ указываетъ имъ ее въ не¬
достаткѣ вѣры, сказавъ: за невѣрствіе ваше (Матѳ, хѵи, 19). И Па¬
велъ объ этой же вѣрѣ говоритъ: аще имамъ вѣру, яко и горы
преетавляти (1 Кор. 18, 2). Равнымъ образомъ, когда Петръ, идя
пѣшимъ по морю, началъ утопать, то Христосъ укорилъ его за
недостатокъ этой же вѣры, сказавъ: маяовѣре, почто уеумнѣлея
ееи (Матѳ, хіѵ, 81)? Итакъ вѣрою называется та, которая совер¬
шаетъ знаменія и чудеса. Вѣрою же называется и та, которая ру¬
ководитъ къ познанію Бога, по которой каждый изъ насъ есть
вѣрный. О ней говоритъ апостолъ въ посланіи къ римлянамъ:
благодарю Бога моего Іисусомъ Христомъ, яко вѣра ваша возвѣщается
во всемъ мірѣ (Рим. і, 8); также къ ѳессалоникійцамъ: отъ васъ
270 бо промчеся слово Божіе не токмо въ Македоніи и Ахаіи, но и во
всяко мѣсто вѣра ваша, яже къ Богу, иэыде (1 Сол. 1, 8). На какую вѣру онъ указываетъ здѣсь? Очевидно на вѣру по¬
знавательную, какъ показываютъ дальнѣйшія слова: вѣруемъ, го¬
воритъ онъ, тѣмже и глаголемъ. Чему вѣруемъ? Яко воздвигій
Іисуса и насъ воздвигнетъ силою своею (2 Кор. іѵ, 14). Но почему
онъ называетъ ее духомъ вѣры и включаетъ въ число дарованій?
Если вѣра есть дарованіе и только даръ Духа, а не наша заслуга,
то н невѣрующіе не будутъ наказаны, н вѣрующіе не удостоятся
похвалы, потому что таково свойство дарованій: за нихъ не
получаютъ вѣнцовъ и наградъ, такъ какъ дарованіе не есть
заслуга получившихъ его, а даръ щедрости подателя. Поэтому
Господь повелѣлъ и ученикамъ не радоваться тому, что они из¬
гоняли бѣсовъ, и лишилъ царства небеснаго тѣхъ, которые про¬
рочествовали Его именемъ и творили силы многи (Матѳ, ѵп, 22),
такъ какъ собственными заслугами они не могли похвалиться, а
хотѣли спастись одними только дарованіями. 5. Итакъ, если и вѣра есть нѣчто такое, если въ ней мы ни¬
чего не привносимъ [отъ себя, но все принадлежитъ благодати
Духа, которая и внѣдряетъ ее въ наши души, и мы не получимъ
за это никакой награды, то какъ же апостолъ говорить: сердцемъ
бо вѣруется въ правду, усты же исповѣдуется во спасеніе (Рим. х, 10)?
Значитъ, вѣра есть также доброе дѣло увѣровавшаго. Какъ и въ