Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
Н А GJOBA. ΑΠΟΟΤΟΙΑ: НМ7ЩВ ЖВ Т О Й Ж В Д Т Х Ъ ВЪРЫ.

277

оно, аще и къ часу, оекорби васъ. Нипѣ радуюся, не яко екорбпи бысте,

по яко оскорЛлетеея ѳъ покаяніе (2 Кор. ѵп, 8, 9 ) . Если я, говоритъ,
на время опечадидъ васъ, то эта печаль кратковременная, а польза
постоянная. Позвольтѳ жѳ и мнѣ, прошу васъ, сказать эти слова
любви вашей: яко аще и оскорбихъ ваеъ прежнимъ увѣщаніѳмъ, не
раскаюся, аще и раскаялбыхся, потому что вижу, что тогдашнѳе
увѣщаніе и наставленіе, хотя на время опечалило васъ, но намъ
принесло много радоста, пе яко скорбни бысте, по яко оскорбистеся
въ покаяніе. Вотъ эта самая печаль ваша по Богѣ какоѳ произвѳла
въ васъ усѳрдіѳ. Сегодня у насъ собраніе блистательнѣйшее, зрѣлище торжѳственнѣйшеѳ, сонмъ братіи многочислевнѣйшій. Это
усердіе—плодъ той печали.
Поэтому, сколько тогда я скорбѣлъ, столько тепѳрь радуюсь,
видя духовный виноградникъ напгь наполнѳвныкъ плодами. Если
при прѳдложеніи яствъ чувственныхъ многочислѳнность гостѳй
доставляѳтъ нѣкоторую честь и радость пригласившему ихъ, то
тѣмъ болѣе это можѳтъ быть при преддоясеніи яствъ духовныхъ;
мѳжду тѣмъ тамъ чѣмъ больше приглашенныхъ, тѣмъ больше
истребляется предложеннаго и дѣлается болыпій расходъ, а здѣсь
напротивъ—многочисленность собравшихся нѳ только нѳ истрѳбляетъ, но еще умножаетъ трапезу. Если же тамъ расходъ доставляетъ удовольствіѳ, то тѣмъ болѣе здѣсь доставитъ это прибытокъ, потому что таково свойство духовныхъ яствъ: чѣмъ большему числу онѣ раздѣляжугся, тѣмъ болыпе умножаются. Итакъ,
есди у насъ трапеза полна, то я надѣюсь, что и благодать Духа
будегь сообщаться уму нашему, потому что когда ояа видитъ
много присутствующихъ, тогда прѳдлагаѳтъ обильнѣйшѳе угощеніе, не потому, чтобы ода презирала немногихъ, но потому, что
желаетъ спасешя многихъ. Поэтому и Павлу явившійся Христосъ
повелѣлъ пройти другіе города и остановиться въ Коривѳѣ, сказавъ: не бойся, но глаголи, и да не умолкпехші: зане людіе суть Ми

мнози во градѣ семь (Дѣян. хѵш, 9, 10). Если ради одной овцы
пастырь ходитъ по горамъ и лѣсамъ и пустынямъ, то, когда предстоитъ ему многихъ овецъ обратить отъ безпечности и заблуясдешя, не оважетъ ли онъ великаго усердія? Α что онъ дѣйствительно не презираѳтъ и немногахъ, послушай, какъ Онъ самъ
говоритъ: нѣсть воля Отца Моего, да погибнетъ едипъ отъ малыхъ

сихъ (Матѳ. хѵш, 14). Ни малочислѳнвость, говоритъ, ни незнатность не расподагаетъ]Его пренебрегать нашимъ спасеніемъ.
2. Итакъ, ѳели таково попеченіе Его ο малыхъ и немногихъ
и таково ο многихъ, то, предоставивъ все Его изволенію, обратимся къ иаречѳнію Павла, прочитанному сѳгодня. Какое же ѳто
изреченіе? Вѣми бо, говоритъ онъ, яко аще земная паша храмипа

2 7

з