Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. 278 тѣла разорится (2 Кор. ѵ, 1); или—лучше—обратимся выше, къ
самому началу мысли. Какъ отыскивающіе источникъ, увидѣвъ
влажное мѣсто, не только тамъ роютъ, но, руководясь этою вла¬
гою и жилою, простираются далѣе внутрь, пока не достигнутъ
до самаго корня и начала потока,—такъ точно поступимъ и мы.
Нашедшн духовный источникъ, проистекающій изъ мудрости
Павловой, мы, руководясь его изреченіемъ, какъ бы нѣкоторою
жилою, пойдемъ къ самому корню мысли. Гдѣ же это начало и
корень? Имуще же той же духъ вѣры, по писаному: вѣровахъ, ттьмже
274 возілаголахъ; и ми вѣруемъ, тіъмже и глаголемъ (2 Кор. іѵ, 13). Что
говоришь ты? Ёсли бы ты не вѣровалъ, то и не говорилъ бы и
стоялъ бы безмолвнымъ? Да, говоритъ; безъ вѣры не могу ни
отверзть устъ, ни двинуть языка, ни раскрыть губъ, и будучи
одаренъ даромъ слова, стою безмолвнымъ безъ ея наставленія.
Какъ растеніе безъ корня не можетъ произращать плода, такъ
безъ предварительнаго существованія вѣры не можетъ произойти
и слово ученія. Поэтому и въ другомъ мѣстѣ онъ говоритъ;
сердцемъ вѣруется въ правду, усти же исповѣдуется во спасеніе
(Рим. х, 10). Что можетъ быть лучше этого дерева, или даже сравниться
съ нимъ, когда не только вѣтви его, но и самый корень прино¬
ситъ плодъ: корень—оправданіе, а вѣтви—спасеніе? Поэтому онъ
и говоритъ: вѣруемъ, тпмже и глаголемъ. Какъ палка, крѣпко под¬
держивая дрожащіе и отъ старости ослабѣвшіе члены, не допу¬
скаетъ поскользнуться и упасть, такъ точно и вѣра, надежнѣе
палки подкрѣпляя нашу душу, колеблемую и волнуемую немо¬
щію помысловъ, и поддерживая силою собственной крѣпости, без¬
опасно утверждаетъ ее и никогда не допускаетъ ей преткнуться,
исправляя немощь помысловъ избыткомъ собственной силы, раз¬
гоняя происходящій отъ нихъ мракъ и озаряя собственнымъ свѣ¬
томъ душу, сидящую въ смутныхъ помыслахъ, какъ бы въ тем¬
номъ домѣ. Поэтому лишенные ея находятся въ состояніи не
лучшемъ того, въ какомъ живущіе во мракѣ, но подобно тому
какъ тѣ и ударяются объ стѣны, и толкаются съ встрѣчными, и
низвергаются въ овраги и пропасти, и глаза не приносятъ имъ
никакой пользы, когда нѣтъ руководительнаго свѣта, такъ и ли¬
шенные вѣры и толкаютъ другъ друга, ударяются объ стѣны, и
наконецъ низвергаются, увлекая сами себя въ бездну погибели. 3. Свидѣтелями этихъ словъ тѣ, которые похваляются мір-
скою мудростію и тщеславятся отпущенною бородою, истертымъ
плащемъ и палкою. Они, послѣ длинныхъ и многихъ разсужде¬
ній, не видѣли камней, лежащихъ предъ ихъ глазами, потому
что если бы они взирали на нихъ, какъ на камни, то не стали