Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА СЛОВА апостола: НМЛЦІ XI той ЖК ДУХЪ ВѢРЫ. 277 омо, аще и къ часу, оскорби васъ. Нынѣ радуюся, не яко скорбни бысте,
но яко оскорбистеся въ покаяніе (2 Кор. ѵп, 8, 9). Если я, говорить,
на время опечалилъ васъ, то эта печаль кратковременная, а польза
постоянная. Позвольте же и мнѣ, прошу васъ, сказать эти слова
любви вашей: яко аще и оскорбить васъ прежнимъ увѣщаніемъ, не 278
раскайся, аще и раскаялбыхся, потому что вижу, что тогдашнее
увѣщаніе и наставленіе, хотя на время опечалило васъ, но намъ
принесло много радости, не яко скорбни бысте, но яко оскорбистеся
въ покаяніе. Вотъ эта самая печаль ваша по Богѣ какое произвела
въ васъ усердіе. Сегодня у насъ собраніе блистательнѣйшее, зрѣ¬
лище торжественнѣйшее, сонмъ братіи многочисленнѣйшій. Это
усердіе—плодъ той печали. Поэтому, сколько тогда я скорбѣлъ, столько теперь радуюсь,
видя духовный виноградникъ нашъ наполненнымъ плодами. Если
при предложеніи яствъ чувственныхъ многочисленность гостей
доставляетъ нѣкоторую честь и радость пригласившему ихъ, то
тѣмъ болѣе это можетъ быть при предложеніи яствъ духовныхъ;
между тѣмъ тамъ чѣмъ больше приглашенныхъ, тѣмъ больше
истребляется предложеннаго и дѣлается большій расходъ, а здѣсь
напротивъ—многочисленность собравшихся не только не истреб¬
ляетъ, но еще умножаетъ трапезу. Если же тамъ расходъ достав¬
ляетъ удовольствіе, то тѣмъ болѣе здѣсь доставитъ это прибы¬
токъ, потому что таково свойство духовныхъ яствъ: чѣмъ боль¬
шему числу онѣ раздѣляются, тѣмъ больше умножаются. Итакъ,
если у насъ трапеза полна, то я надѣюсь, что и благодать Духа
будетъ сообщаться уму нашему, потому что когда она видитъ
много присутствующихъ, тогда предлагаетъ обильнѣйшее угоще¬
ніе, не потому, чтобы она презирала немногихъ, но потому, что
желаетъ спасенія многихъ. Поэтому и Павлу явившійся Христосъ
повелѣлъ пройти другіе города и остановиться въ Коринѳѣ, ска¬
завъ: не бойся, но глаголи, и да не умолкнешш эане людіе суть Ми
мнози во градѣ семъ (Дѣян, хѵш, 9, 10). Если ради одной овцы
пастырь ходитъ по горамъ и лѣсамъ и пустынямъ, то, когда пред¬
стоитъ ему многихъ овецъ обратить отъ безпечности и заблужде¬
нія, не окажетъ ли онъ великаго усердія? А что онъ дѣйстви¬
тельно не презираетъ и немногихъ, послушай, какъ Онъ самъ
говоритъ: нѣсть воля Отца Моего, да погибнетъ единъ отъ малыхъ
сихъ (Матѳ, хѵш, 14). Ни малочисленность, говорить, ни незнат¬
ность не располагаетъ] Его пренебрегать нашимъ спасеніемъ. 2. Итакъ, если таково попеченіе Его о малыхъ и немногихъ
и таково о многихъ, то, предоставивъ все Его изволенію, обра¬
тимся къ изреченію Павла, прочитанному сегодня. Какое же это
изреченіе? Вѣмы бо, говоритъ онъ, яко аще земная наша храмина