Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
23
нуіигъ (Ис. ѵн, 14); н въ другомъ мѣстѣ: вотьстихомь Его, шсо
отроча, яко корень въ земли жаждущси (ІІс. LIII, 2). Жаждущею

землею онъ называетъ чрево Дѣвы, потому что оно не нршшмало
сѣменп человѣческаго, и но испыгало совокунлеііія, но родпло
Его безъ брака. II сще: отроча родисн намъ, Сынъ η дадеся памъ
(ІІс. іх, 6); и еще: шыдетъ же.ілъ шъ корене Іесеоза, и цвіьть отъ

корене ею взыдеть (ІІс. χι, 1). Α Варухъ у Іереміп говоритъ: сеіг
Боіъ пашъ, Ήβ вмѣнится гінъ къ нему: гшбріъте всянъ путь хитроети η даде ю Іакову отроку своему и ІІсраімю воілюбленному оть
Него: посе.нь па зе.или нвііен и съ челошни поживе (Ііар. ш, 37, 38)>

И Давндъ, указывая на прішіествіе Его во плоти, сч^азалъ: снидетъ, яко дождь па рупо, и яко ьапля ъаплющая па зеллю (Пс ьххі, 6)

потому что Онъ тихо іі кротко вошелъ во чрево Дѣвы.
4. Впрочемъ этого сщс ие доволыю, но и ио иришествіи,
чтобы не считали событія нрнзракомъ, Онъ удостовѣряетъ въ
зтомъ дѣлѣ не однимъ только появленіемъ, но въ теченіе продолжительнаго времени, н ирошедши все человѣческое. Такъ, не
прямо входитъ Онъ въ человѣка совершеннаго и нолнаго, но во
чрево Дѣвы, такъ что потерпѣлъ и ношеніе во чревѣ, и рожденіе, іі питаніе молокомъ, и возрастаніе, и иродолжительностію
времени и различіемъ всѣхъ возрастовъ удостовѣрилъ въ истинѣ
событія. И этимъ нё ограничивастся удостовѣреніе, но, облекшись
плотію, Онъ попускаѳтъ еіі терпѣть недостатки ирироды, алкать
u ясаждать, спать и утомляться; наконецъ, шествуя и на крестъ
Онъ попускаетъ ей испытать свойствеішое плоти. Потому и капли
іюта истекали изъ нея, и ангелъ является укрѣплять ее, и печалится она іі скорбитъ,—потому что прежде, чѣмъ сказать тѣ
слова, Онъ говорилъ: душа моя смутилась н пршкорбна есть до
смерти (Матѳ. ххѵі, 38). Если же при всѣхъ этихъ дѣйстви
тельныхъ событіяхъ злыя уста діавола чрезъ Маркіона ионтійскаго, Валентина, Манихея персянииа и многихъ другихъ ерети- 38
ковъ рѣшнлись извратить ученіе ο домостроительствѣ и распространить сатанинскую молву, будто Христосъ ші воплощался, ни
облекался плотію, а было это только видѣніемъ, призракомъ, пред.
ставленіемъ и оболыденіемъ, не смотря на то, что объ этомъ свидѣтельствуютъ Его страданія, смерть, погребеиіе, алчба, то, если
бы ничего такого не было, не гораздо ли болѣе діаволъ іюсѣялъ
бы этихъ преступныхъ мыслей нечестія? Поэтому-то Онъ, какъ
алкалъ, какъ спалъ, какъ утомлялся, какъ ѣлъ, какъ пилъ, такъ
проситъ избавить Его и отъ смерти, показывая свое человѣчество и немощь природы, которая не можетъ безъ страданія лишиться настоящей жизни. Подлшшо, если бы Онъ не говорилъ
ничего такого, то еретикъ могъ бы сказать: если Онъ былъ чеі