Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БВСѢДА О МИЛОСТЫНѢ. 273 подаянія, они приступали къ дѣлу съ большимъ усердіемъ и го¬
товностію, чтобы святыя руки его распорядились игъ подаяніемъ,
н его молитвы присоединились къ ихъ пожертвованію. Если же
коринѳяне, намѣреваясь поручить Павлу отнесеніе своихъ прино¬
шеній, дѣлали ихъ поэтому съ большимъ усердіемъ, то какое
получишь снисхожденіе ты, когда имѣя возможность подать Го¬
споду Павла (потому что Онъ принимаетъ въ лицѣ бѣдныхъ), не
дѣлаешь этого? Вѣдь и тотъ, кому ввѣрена была вся вселенная,
и кто имѣлъ попеченіе о церквахъ всей подсолнечной, обѣщалъ
участвовать въ распоряженіи деньгами для бѣдныхъ не иначе,
какъ если сборъ ихъ будетъ значителенъ и достоинъ особаго вни¬
манія. Размышляя объ этомъ, и мы, если понадобится—или са¬
мимъ намъ подать, или послужить другимъ въ распоряженіи
ихъ подаяніемъ,—не полѣнимся (дѣлать'это) и не будемъ унывать,
какъ будто чрезъ это у насъ убавляется имущество. Земледѣлецъ,
когда бросаетъ сѣмена въ землю и на это издерживаетъ все свое
достояніе, не печалится, не скорбитъ, и эту трату считаетъ не
потерею, но выгодою и прибылью, хотя надежда его и не несо¬
мнѣнна. Не странно ли же, что ты, который сѣешь не съ такою,
но съ гораздо болѣе вѣрною надеждою, и можешь вручить серебро
самому Христу,—уклоняешься, медлишь, и ссылаешься на бѣд¬
ность? Развѣ Богъ не могъ повелѣть землѣ, чтобы она произра¬
стила чистое золото? Кто сказалъ: да произрастить земля быліе
травное (Быт. і, 11), и тотчасъ представилъ это быліе во всей
красѣ, тотъ могъ повелѣть, чтобы и источники и рѣки текли
вездѣ золотомъ. Но Онъ не восхотѣлъ этого, а оставилъ многихъ
жить въ бѣдности, и для ихъ, и для твоей пользы. Бѣдность
болѣе способствуетъ добродѣтели, нежели богатство; и за кѣмъ
есть грѣхи, тѣ могутъ находить немалое утѣшеніе въ пособіи
нуждающимся. Самъ Богъ такъ печется объ этомъ, что, когда
Онъ пришелъ и облекся плотію, и жилъ съ людьми, то не отрекся
и не почелъ за стыдъ—Самому заботиться о бѣдныхъ. Онъ столько
умножалъ хлѣбы, однимъ повелѣніемъ творилъ все, что хотѣлъ, нео
могъ въ одну минуту представить тысячи сокровищъ, и однако
не сдѣлалъ этого, но повелѣлъ ученикамъ своимъ имѣть ящикъ,
носить, что туда опускали, и изъ этихъ денегъ помогать бѣд¬
нымъ. Когда Онъ прикровенно говорилъ Іудѣ о предательствѣ,
ученики, не понимая, о чемъ шла рѣчь, подумали, что Онъ ве¬
лѣлъ Іудѣ подать что-нибудь бѣднымъ, потому что этотъ, сказано,
ковчежецъ имѣяше, и вметаемая ношаше (Іоан, хп, 6). Богъ много
печется объ оказаніи милосердія, не только съ Его стороны намъ,
но и съ нашей стороны подобнымъ намъ; Онъ и въ ветхомъ и
новомъ завѣтѣ даетъ множество законовъ объ этомъ, повелѣвая 18 ТВОРЖНІЯ СВ. ІОАННА ВНАТОТОТАГО.