Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
272 ТВОРЕНІЯ СВ ІОАННА 8ЛЛТ0УСТАГ0. отъ всякаго дурного подозрѣнія, но и при этомъ однакожъ вся¬
чески старался и щадить слабыхъ, и избѣгать неправильнаго о
себѣ мнѣнія. Поэтому и говоритъ: егда же пріиду, ихъ же аще
искусите, сихъ послю отмести благодать вашу. Что говоришь? Такъ
ты не плывешь, не берешь денегъ, а поручаешь это другимъ?
Чтобы отъ этой мысли не ослабѣло усердіе ихъ, смотри, какъ
онъ предотвращаетъ и это. Непросто вѣдь сказалъ: ихже аще
искусите, сихъ послю но какъ? Съ посланъми. Тѣломъ, говоритъ, я
и не буду присутствовать, но посредствомъ писемъ своихъ буду
тамъ и приму участіе въ ихъ служеніи. 5. А мы достойны ли и тѣни Павла, или подножія его, послѣ
того, какъ онъ, пользуясь такою славою у всѣхъ, отстраняетъ отъ
себя всѣ почести, а мы досадуемъ и негодуемъ, если распоряди¬
тели этихъ денегъ ‘) избираются не но нашей мысли, не по на¬
гни шему рѣшенію и приговору, считаемъ обидою для себя, когда
жертвующіе своимъ имѣніемъ дѣлаютъ это безъ нашего вѣдома
и согласія? Посмотри еще, какъ онъ (ап. Павелъ) вездѣ помнитъ
себя и нигдѣ не забывается: вѣдь не назвалъ онъ этого ни запо¬
вѣдію, ни милостынею, но благодатію, показывая тѣмъ, что какъ
воскрешать мертвыхъ, изгонять демоновъ, очищать прокаженныхъ,
такъ и облегчать бѣдность, и простирать руку помощи нуждаю¬
щимся—есть дѣло благодати, и даже послѣднее болѣе, чѣмъ пер¬
вое. Впрочемъ, хоть это и благодать, однакожъ и съ нашей стороны
требуются усердіе и готовность, чтобы намъ рѣшиться и захотѣть,
и сдѣлаться достойными благодати. Итакъ, Павелъ ободрилъ ко¬
ринѳянъ, во-первыхъ, тѣмъ, что хочетъ послать свои письма, съ
назначенными для отнесенія милостыни; а во-вторыхъ, еще болѣе
этого тѣмъ, что обѣщается и самъ идти вмѣстѣ съ ними: аще же,
говоритъ, достойно будетъ и мнѣ ити, со мною пойдутъ. Замѣчай
и здѣсь мудрость его. Онъ и не отказался идти вмѣстѣ, и не
обѣщалъ вдругъ, но предоставилъ и это на рѣшеніе дающихъ и
сдѣлалъ ихъ полными распорядителями на счетъ его путешествія,
объяснивъ, что онъ навѣрно отправится въ путь, если подаяніе
будетъ такъ обильно, что побудитъ и его идти. Такъ должно ра¬
зумѣть слова: аще достойно будетъ. Ёсли бы онъ совершенно отка¬
зался отъ путешествія, то ослабилъ бы усердіе п ревность ихъ;
опять, если бы выразилъ свое обѣщаніе нерѣшительно, также сдѣ¬
лалъ бы ихъ нерадивыми. Поэтому онъ и не отказывается рѣши¬
тельно, и не обѣщаетъ, но отдаетъ это на волю коринѳянъ, го¬
воря: аще достойно будетъ. Слыша, что Павелъ желаетъ нести ихъ 1) Т. е. денегъ, собираемыхъ въ пользу бѣдныхъ н хранившихся пря
церквахъ.