Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА О ИИЛОСТЫПІІ. 271 изволеніемъ (Рим. хп, 8). Вѣдь то и милостыня, когда подаешь ее 267
съ радостію и думаешь, что самъ больше получаешь, чѣмъ
сколько даешь. Поэтому Павелъ всячески старается сдѣлать эту
заповѣдь легкою, чтобы подаяніе было съ усердіемъ. Въ самомъ
дѣлѣ, смотри, сколько онъ представилъ обстоятельствъ, облегчаю¬
щихъ тяжесть этого дѣла. Во-первыхъ повелѣваетъ, дѣлать по¬
даяніе не одному, не двумъ или тремъ человѣкамъ, но всему
городу, потому что слово милостыня (Xofia) ‘) означаетъ не что
иное, какъ сборъ или складчину общихъ подаяній. Во-вторыхъ,
(указываетъ) на достоинство пріемлющихъ, потому что не сказалъ:
бѣднымъ, но: святымъ. Въ-третьихъ, представляетъ примѣръ
тѣхъ, которые тоже сдѣлали: якоже устроивъ, говоритъ, церквамъ
галатійсшмъ. Въ-четвертыхъ, показываетъ, что благопріятствуетъ
этому самый день: по единѣй отъ субботъ, говоритъ, кійждо васъ
да полагаетъ у себе сохраняя. Въ-пятыхъ, повелѣваетъ не всю ми¬
лостыню подать вдругъ, но собирать исподоволь и по-немногу: а
вѣдь не одно и то же велѣть принести все въ одинъ день, или
раздробить приношеніе по частямъ на нѣсколько дней; такое
раздробленіе дѣлаетъ и издержку нечувствительною. Въ-шестыхъ,
не назначаетъ мѣры (подаянія), но предоставляетъ ее на волю
дающихъ, и показываетъ, что въ этомъ помогаетъ и Боіъ, по¬
тому что слова: еже аще что благопоспѣшитея означаютъ то и
другое. Къ этому присовокупилъ и седьмое обстоятельство, ска¬
завъ: да не еіда пріиду, тогда собранія бываютъ. Здѣсь онъ и по¬
ощряетъ ихъ ожиданіемъ своего личнаго присутствія, и утѣшаетъ
указывая на время своего прибытія. Впрочемъ, пе удовольство¬
вался и этимъ, но прибавилъ еще и восьмое обстоятельство. Ка¬
кое же? Егда же пріиду, говорить, ихъ же аще искусите, съ по-
сланми сихъ послю отнести благодать вашу; и аще достойно будетъ и
мнѣ ити, со мною пойдутъ (1 Кор. хѵі, 8, 4). Смотри, какъ чужда
тщеславія и смиренна эта блаженная и возвышенная душа, какъ
она попечительна и сердобольна! Онъ не захотѣлъ и не рѣшился
самъ, по собственному выбору, назначить людей для отнесенія
денегъ (въ Іерусалимъ), но предоставилъ выборъ ихъ коринѳя¬
намъ, и не почелъ для себя обидою, если избраніе этихъ людей
состоится по мнѣнію и волѣ коринѳянъ, а не по мысли Павла;
напротивъ, онъ нашелъ несообразнымъ, чтобы подаянія сдѣлали
они, а людей для отнесенія подаяній выбралъ онъ. Поэтому оыъ
предоставилъ это имъ, являя, съ одной стороны, свое смиреніе,
съ другой, избѣгая всякаго повода и самой тѣни оскорбительнаго
(для него) подозрѣнія. Хотя онъ былъ свѣтлѣе и солнца и чисть *)*) Охъ греческаго глагола: Хгу» собираю.