Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
270 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУОТАГО. и священныя деньги, чтобы изъ-за нихъ сберегались и собствен¬
ныя. Вѣдь, если въ царскомъ казно-хранилшцѣ будутъ положены
деньги кого-либо изъ подчиненныхъ, то и эти (деньги) совер¬
шенно безопасны изъ-за царскихъ. Такъ, если и въ твоемъ домѣ
будутъ храниться деньги бѣдныхъ, откладываемыя въ день во¬
скресный, то изъ-за нихъ и твои собственныя будутъ безопасны.
Такимъ образомъ, по руководству Павла, ты содѣлаешься блю¬
стителемъ своего имущества. Что я говорю? Отложенное послу¬
житъ тебѣ поводомъ и побужденіемъ отложить еще больше. Сдѣ¬
лай только начало этой доброй привычкѣ, и ты уже самъ бу¬
дешь побуждать себя (къ откладыванію милостыни), безъ всякаго
приглашенія. Пусть же домъ каждаго изъ насъ сдѣлается такимъ
образомъ церковію отъ хранящихся въ немъ священныхъ денегъ,
потому что и здѣшнія 1) сокровищницы образуются изъ тѣхъ ’).
Мѣсто, гдѣ лежатъ деньги бѣдныхъ, недоступно для демоновъ; и
деньги, собираемыя на милостыню, ограждаютъ дома лучше вся¬
каго щита, копья, оружія, силы тѣлесной и множества воиновъ.
Итакъ, сказавъ: когда, кому н какъ надобно собирать этп деньги,
Павелъ количество сбора предоставилъ самимъ жертвователямъ.
Онъ не сказалъ: подай столько-то и столько-то,—чтобы такое по-
велѣніе не было тяжко, такъ какъ многіе ссылаются на бѣдность;
чтобы бѣдные не говорили: чтд же, если мы не въ состояніи?
Нѣть, мѣру подаянія онъ опредѣлилъ силою дающихъ: кійждо
васъ, говоритъ, да полагаетъ у себе сохраняя, еже аще что благопо-
спѣшится (1 Кор. хѵі, 2). Не сказалъ: что можетъ, или что най¬
дется, но: что благопоспѣшится, показывая тѣмъ, что подающему
будетъ содѣйствовать и высшая помощь, и благодать (Божія).
Павелъ заботился не о томъ только, чтобы деньги подаваемы были
бѣднымъ, но и о томъ, чтобы (это дѣлалось) съ совершеннымъ
усердіемъ. И самъ Богъ повелѣлъ давать милостыню не для того,
чтобы только насыщались бѣдные, но чтобы и подающіе получали
благодѣяніе, и—даже больше для послѣднихъ, чѣмъ для пер¬
выхъ. Если бы Павелъ заботился только о бѣдныхъ, то повелѣлъ
бы только подавать деньги, а не требовалъ бы усердія со стороны
дающихъ; но вотъ теперь апостолъ и тамъ, и здѣсь старается
особенно о томъ, чтобы подающіе подавали съ удовольствіемъ и
радостію. Такъ въ одномъ мѣстѣ онъ говоритъ: не отъ скорби, ни
отъ нужды, доброхотна бо дателя любитъ Богъ, не просто дающаго,
но дѣлающаго это доброхотно (2 Кор. іх, 7). А въ другомъ мѣстѣ:
подаваяй, въ простотѣ; предстояй, со тщаніемъ; милуяй, съ добрымъ *) Т. е. церковныя. ») Т. в. квъ докипаю».