Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА О МИЛОСТЫНѢ. 269 нѣтъ, (сказано) и къ каждому изъ насъ, и ко всѣмъ, кто будетъ
жить послѣ. Будемъ и мы дѣлать то же самое, что заповѣдалъ
Павелъ: пусть каждый въ день воскресный откладываетъ дома
деньги Господни ’)» и пусть это сдѣлается закономъ и неизмѣн¬
нымъ обычаемъ; тогда мы не будемъ уже имѣть нужды ни въ
увѣщаніи, ни въ совѣтѣ, потому что такія дѣла дѣлать можетъ
не столько слово и увѣщаніе, сколько привычка, утвердившаяся
временемъ. Ёсли мы постановимъ себѣ правиломъ—въ день вос¬
кресный откладывать что-нибудь въ пользу бѣдныхъ, то, хотя бы
встрѣтилась тысяча нуждъ, не нарушимъ этого правила. Сказавъ: по единѣй отъ субботъ, апостолъ прибавилъ: кійждо
васъ. Не богатымъ только, говоритъ, внушаю это, но и бѣднымъ;
не свободнымъ только, но и рабамъ; не мужамъ только, но и же¬
намъ; пусть никто не будетъ свободенъ отъ этого служенія, ни
лишенъ прибыли, но пусть всякій дѣлаетъ пожертвованіе. И бѣд¬
ность не можетъ быть препятствіемъ къ такому пожертвованію.
Хотя бы ты былъ до крайности бѣденъ, но, вѣрно, не бѣднѣе
той вдовы, которая принесла въ даръ все свое имѣніе (Лук. ххі, 2—1). Хотя бы ты былъ до крайности бѣденъ, но, вѣрно, не
бѣднѣе жены сидонской, которая, имѣя только горсть муки, не
отказалась принять пророка; видѣла она, что вокругъ ея ликъ
дѣтей, и грозитъ голодъ, и нѣтъ у нея ничего болѣе въ запасѣ—
и однакожъ приняла пророка съ великимъ усердіемъ (з Цар.
хѵп, 10 и д.). А почему апостолъ сказалъ: да полагаетъ у себе
сохраняя? Потому, что откладывающій (въ пользу бѣдныхъ), мо- 20Г>
жетъ быть, постыдился бы и постѣснялся и показать свое по¬
жертвованіе, когда оно мало. Поэтому, говоритъ, ты береги и
храня, а когда отъ частыхъ вкладовъ малое сдѣлается великимъ,
тогда уже открывай. Не сказалъ притомъ: собирая, но: сохраняя
(<Ь)оаор&иѵ,—сберегая сокровище), чтобы ты зналъ, что эта из¬
держка есть сокровище, что этотъ расходъ есть прибыль,—сокро¬
вище, лучшее всякаго сокровища. Это чувственное (сокровище)
издерживается, и расхищается, и часто губитъ нашедшихъ его;
а то небесное—совершенно напротивъ: всегда неуменыпаемо и
безопасно отъ расхищенія, спасительно стяжавшимъ и получаю¬
щимъ его. Оно не истребляется временемъ, не гибнетъ отъ за¬
висти, но недоступно никакимъ злымъ умысламъ, и доставляетъ
безчисленныя блага собирающимъ его. 4. Такъ, послушаемся и будемъ дѣлать это же и мы; пусть
въ домахъ нашихъ хранятся, вмѣстѣ съ нашими собственными, •)•) XpTjfiaxa Staitorrea т. е. приносимыя самому Господу въ лицѣ нищихъ
ио ученію ІО го (Маю. ххѵ, 40).