Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВВСѢДА 0 МИЛОСТЫНѢ.

265

которомъ бы не было подобнаго увѣщанія. Зналъ онъ, хорошо
знадъ, какъ важно это дѣло, поэтому и присовокупляетъ наставленіе ο бѣдныхъ ко всѣмъ другимъ увѣщаніямъ и убѣжденіямъ
своимъ, какъ бы полагая на зданіи прѳкрасную кровлю. Такъ сдѣлалъ онъ и здѣсь: побесѣдовавъ ο воскресеніи, и исправивъ все
прочѳе, онъ обратилъ наконецъ рѣчь къ милостынѣ, и сказалъ:
ο милостыпи же, яже ко святъшъ, якоже устроихъ церквамъ галатійскимъ, тако и вы еотворяйте: по единѣй отъ субботъ кіиждо ѳасъ

и пр. (1 Кор. хѵі, 1, 2 ) . Смотри на мудрость апостола, какъ благовременно онъ коснулся этого прѳдмета. Напередъ напомнилъ ο
будущѳмъ судѣ и страшномъ ономъ судилищѣ, ο славѣ, которою
облѳкутся правѳдныѳ, и ο вѣчной жизни, а потомъ уже предлагаѳть слово и ο бѣдныхъ, чтобы слушатель, одушѳвивпшсь пріятныжи надеждами и сдѣлавшись благорасположеннѣе, принялъ это
наставленіѳ съ большимъ усердіѳмъ, когда въ немъ будеть живъ
страхъ суда, и душа станѳтъ услаждаться ожиданіемъ будущихъ
благь. Въ самомъ дѣлѣ, кто въ состояніи любомудрствовать ο
воскресѳніи и весь переяесся въ будущую жизнь, тотъ почтетъ
за ничто всѳ настоящѳе,—и богатство, и обиліѳ, и золото, и серебро, и драгоцѣнныя одѳжды, и удовольствія, и роскопгаый
столъ, и все прочѳе, подобное ѳтому, а кто считаетъ все это за
ничто, тотъ весьма лѳгко приметъ на себя попеченіе ο бѣдныхъ.
Позтому и Павелъ хорошо (сдѣлалъ, что), приготовивъ напередъ
умъ коринѳянъ разсужденіемъ ο воскресѳніи, предложилъ потомъ
и увѣщаніѳ.
И яѳ сказалъ: ο милостыни же, яжѳ къ бѣдньшъ или къ пищимъ, но: яже ко святъшъ, научая этимъ слушателѳй почитать и
бѣдныхъ, когда они благочестивы, и презирать богатыхъ, когда
они небрегутъ ο добродѣтѳли. Такъ онъ и царя назвалъ нечестивымъ и беззаконнымъ, когда тотъ былъ врагомъ Божіимъ, и бѣдныхъ—святыми, когда они екронны и честны. Нерона онъ называетъ тайною бѳззаконія, говоря: тайна бо уже дѣетея беззаконія
(2 Солун. п, 7), а бѣдныхъ, неимѣющихъ и насущнаго хлѣба, но
питающихся подаяніемъ, назвалъ святыми. Α вмѣстѣ съ зтимъ
онъ и коринѳянанъ тайно внушалъ не высокомудрствовать и не
гордиться полученіемъ такого повелѣнія, какъ будто бы они подавали (милостыню) людянъ яизкимъ и презрѣннымъ, но твердо 263
знать и увѣрять себя, что, удостоиваясь имѣть общѳніѳ въ скорбяхъ бѣдныхъ, они получаютъ величайшую почесть.
2. Между тѣмъ стоитъ труда разсмотрѣть и то, кто эти святые, потому что Павелъ упоминаетъ объ нихъ не только здѣсь,
но и въ другомъ ѳщѳ мѣстѣ, говоря такъ: нынѣ же гряду во Іеруеалимъ служай сеятымъ (Рим. хѵ, 25J. Объ этихъ жѳ самыхъ свя-