Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
262

ТВОРВШЯ СВ. ІОЛННд ШІАТОУОТАГО.

мымъ высказаннымъ доводамъ и объясненіямъ произвести сильнѣйшеѳ обличеніе. ІІотомъ обращаетъ рѣчь къ таинствѳнноіі трапезѣ, желая возбудить въ нихъ еще болыпій страхъ. Азъ бо говорить, пріяхъ отъ Господа, еже и предахъ вамъ (2 Кор. хі, 28).
Какая здѣсь послѣдовательность? Ты говоришь объ общѳй вечери, а между тѣмъ напоминаѳшь ο страшныхъ тайнахъ? Да, говоритъ, ѳсли эти духовныя тайны, если зта страшная трапеза прѳдлагаѳтся всѣмъ вообще, и богатому и бѣдному, нѳ большѳ пользуѳтся ѳго богатый и не меныпе бѣдный, но всѣмъ одна честь,
одинъ доступъ, и, пока всѣ сподобятся и причастятся этой духовной и священной трапѳзы, прѳдложенное не уносится, но всѣ
священники стоятъ, ожидая и бѣднѣйшаго и нижайшаго изъ
всѣхъ, то тѣмъ болѣѳ должно такъ поступать при чувственной
трапезѣ. Вотъ почему онъ и напомнилъ ο той вечѳри Господней.
Азъ бо пріяхъ отъ Господа. еже и предазсъ еамъ, яко Господь Іисусъ
въ нощь, въ нюже преданъ бываше, пріемъ хлѣбъ и благодаривъ преломи, и реке: сіе есть тѣло Мое, еже за многихъ ломимое во оставленіе грѣховъ; сге творите въ Мое воепоминанге, такожде и чашу, по
вечери, глаголя: сія чаша повый завѣтъ есть въ Моей крови (1 Кор.
у

XI, 23—25).

5. Далѣе, сказавъ многоѳ ο тѣхъ, которые недостойно причащаготся тайнъ, сильно укоривъ и обличивъ ихъ, и научивъ,
что принимагощіе кровь и тѣло Христовы бѳзъ внинанія и какъ
случится подвергнутся наказанію одинаковому съ убійцами Христа, онъ опять обратилъ рѣчь къ предложѳнному прѳдмету и сказалъ: тѣмже братіе сходящеея ястщ другъ друга оюдите. Аще ли кто
алчетъ, въ дому да ястъ, да не въ грѣхъ сходитеся (1 Кор. хі, 38, 34).
Посмотри, какъ нѳзамѣтно онъ осудилъ ихъ чрѳвоугодіе. Нѳ сказалъ: если вы алчете, но: аще ли кто алчетъ, чтобы каждый, стыдясь быть виновнымъ въ этихъ грѣхахъ, предварительно ислра260 вился. Заключилъ онъ рѣчь угрозою наказанія, сказавъ: да не въ
грѣхъ сходитеся, т. е. ве въ осужденіе и на позоръ. Это не пища,
говоритъ, это не трапеза, которая соединѳна со стыдомъ для
брата, съ презрѣніемъ къ церкви, объяденіемъ или чревоугодіемъ. Это — не радость, а наказаніѳ и мученіе. Вы навлекаете
на себя великое осужденіѳ, оскорбляя братьевъ, пренебрегая церковіго, дѣлая святое мѣсто частнымъ домомъ чрѳзъ ядѳніѳ пищи
отдѣльно между собого. Выслушавъ это, и вы, возлх>бленные, заграждайтѳ уста тѣмъ, которые безъ вниманія пользуются словомъ иученіемъ апостольскимъ, исправляйте тѣхъ, которые употрвбляготъ Писанія во вредъ себѣ и друпшъ. Вы узнали, ο чѳмъ говорится въ
словахъ: подобаетъ и ересемъ быти въ васъ, именно ο несогласіи, бывшемъ при трапезахъ, такъ какъ овъ убо алчетъ, овъ же упиваепгся'