Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА СЛОВА АПООТОЛА: НВ ХОЩУ ВАСЪ UE ВѢДѢТИ, БРАТІЕ.

259

Такимъ образомъ бываѳтъ двойная милостыня, когда мы даемъ,
и притомъ даемъ съ охотою: доброхотна бо дателя, говорится въ
Писаніи, любитъ Богъ (2 Кор. іх, 7). Если же ты раздашь, хотя
бы тысячи талантовъ, съ гордостію, надменностію и тщеславіемъ,
то погубишь все,—подобно тому какъ фарисей, который отдавалъ
десятую часть изъ своего имущества, но превозносился и надмевался этимъ, вышелъ изъ храма, погубивъ все. Не такъ было
при апостолахъ, но съ радостію, съ веселіемъ, и считая величайішшъ для сѳбя пріобрѣтѳніемъ, вѣрующіе прияосили деньги и
считали воясделѣннымъ для сѳбя, ѳсли апостолы удостоивали принять ихъ. Какъ тѣ, которымъ поручаются высокія должности и
которыѳ отправляются жить въ столичные города, совершѳнно
продаютъ все свое имѣніѳ и такимъ образомъ переселяются, такъ
точно поступали и тогдашніе люди, получивъ призваніе на небо,
въ высшую столицу и въ тамошнеѳ царство. Они знали, что
небо—истинноѳ ихъ отѳчѳство; и потому, обращая въ деньги
свое имущѳство, препровождали его туда чрезъ руки апостоловъ.
Подлинно, крайне безумно допускать чему-нибудь изъ нашего
имущества оставаться здѣсь, тогда какъ мы сами сиустя вемного
времени долясны перѳселиться отсюда; а что останется, то будетъ
ущербомъ. Итакъ, пусть все напередъ препровождается туда, гдѣ
потомъ и мы будемъ жить всегда. Это представляя, вѣрующіе и
отдавали все свое имущество, и совѳршалось двоякое доброе дѣло:
они облегчали бѣдность нуждающихся, и свое имущество дѣлали
болыпимъ и безопаснѣйшимъ, перелагая сокровища свои на небо.
Отъ такого закона и нрава происходилъ тогда въ церквахъ
дігвный обычай: всѣ собравшіеся вѣрные не тотчасъ уходили домой по выслушаніи ученія, послѣ молитвъ, послѣ пріобщенія
таішъ, по отпускѣ собранія, но богатые и болѣе достаточные,
принося съ собою изъ дому хлѣба и яствъ, приглашали бѣдныхъ,
устрояли обіція трапезы, общія угощѳвія, общія вѳчери въ самой
церкви, такъ что и отъ общенія въ трапезѣ, и отъ благоговѣвія
къ мѣсту, и отъ всего у нихъ скрѣпляласъ любовь, и происходило для нихъ великое удовольствіе и великая польза. Бѣдные
получали нѳ малое утѣшеніе, и богатые великое благоволеніе
какъ отъ питаемыхъ, такъ и отъ Бога, для котораго они дѣлали
это, — и такимъ образомъ, пріобрѣтши великую благодать, уходили домой. Отъ зтого обыкновенія происходило безчисленное множѳство благъ, а главяое: въ каждомъ собравіи дружба
ихъ дѣлалась болѣѳ или болѣе пламенною, послѣ того какъ
и благодѣтельствующіе и благодѣтельствуемыѳ соедивялись
между собою съ такимъ дружелюбіемъ. Съ течеыіѳмъ времени
коринѳянѳ стали нарушать втотъ обычай; богатыѳ, угощаясь
ваддоіж спв.

Д У Х . АКАДВМТН.

17*