Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
268
разумѣю сребролюбіе,—το привзошли всѣ блага и ови тѣсно были
соединѳны другь съ другомъ, такъ какъ ничто не раздѣляло ихъ.
Это жесткое и произведшее безчисленныя войны во вселѳнной выраженіе: мое и твое, было изгнано изъ той святой церкви, и они
жили на зѳмлѣ, какъ ангелы на небѣ: ни бѣдные не завидывали
богатымъ, потому что не было богатыхъ, ни богатые не презирали
бѣдныхъ, потому что не было бѣдныхъ, по бяху имъ вся обща: и
пи единъ же что отъ имѣнгй своихъ глаголаше свое быти; не такъ

было тогда, какъ бываетъ нынѣ. Нынѣ подаютъ бѣднымъ имѣющіѳ собственность, а тогда было не такъ, но отказавшись отъ
обладанія собственнымъ богатствомъ, положивъ ѳго предъ всѣми
256 и смѣшавъ съ общимъ, даже и нѳзамѣтны были тѣ, которыѳ
прежде были богатыми, такъ что, если какая можѳтъ рождаться
гордость отъ прѳзрѣнія къ богатству, то и она была совершѳнно
уничтожѳна, такъ какъ во всемъ у нихъ было равенство, и всѣ
богатства были смѣшаны вмѣстѣ. И не отсюда только, но и изъ
самаго способа отдачи имущѳства можно видѣть ихъ благочѳстіе.
Елицы бо господіе селомъ, или домовомъ бяху, продающе приногиаху
цѣни и полагаху при ногахъ апостолъ (Дѣян. гѵ, 34, 35). Не ска-

зано, что они отдавали въ руки апостоловъ, но полагаху при
погахъ ихъ, выражая этимъ уважѳніе, почтеніе и благоговѣніе,
какое они имѣли къ апостоламъ. Они считали это дѣло не отдачѳю, а болыпѳ получѳніѳмъ. Это особенно и значитъ прѳзирать
богатство, это собственно и значить питать Христа, - когда ты
дѣлаешь это не съ высокомѣріемъ и гордостію, когда ты отдаешь
такъ, какъ бы этимъ оказывая благодѣяніе больше самому себѣ,
чѣмъ принимающему. Если же ты нѳ такъ расположѳнъ, то и не
давай; если ты не считаешь этого болѣѳ полученіѳмъ, неясели
отдачею, то и не дѣлай подаянія. Объ этомъ свидѣтѳльствуетъ
Павѳлъ и въ другомъ мѣстѣ, гдѣ онъ говоритъ такъ: еказуемъ
же всимъ, братіе, благбдать Божгю дапную еъ церквахъ Македонскихъ:
яко яже во глубинѣ нищета ихъ избыточествова въ богатство простоты ихъ: яко по силѣ, свидѣтельетвую, и паче силы доброхотни,
ео многимъ молеиіемъ моляще насъ благодать и общеніе служенія,

еже ко святьшъ исполнили они (2 Кор. ѵш, 1—4). Видишь ли,
какъ онъ удивляется имъ болѣе за то, что они съ благодаріюстію, прося и умоляя, щедро отдавали свое имущество?
3. Поэтому мы удивляемся и Аврааму, — не только потому,
что онъ закололъ тельца и замѣсилъ муки, но и потому, что онъ
съ великимъ удовольствіемъ и смирѳнномудріѳмъ принималъ
странниковъ, выходя имъ на встрѣчу, услуясивая имъ, называя
ихъ господами, полагая, что онъ нашелъ сокровищѳ безчисленныхъ благъ, когда видѣлъ ироходящішъ какого-нибудь странника.