Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА СЛОВА апостола: НВ ХОЩУ ВАСЪ НВ ВѢДѢТИ, ЬРАТІЕ. 257 шеній; причиною то, что не желающаго (дѣлать добро) Боп. не
принуждаетъ и не заставляетъ, какъ Онъ поступилъ п съ нимъ.
Такимъ образомъ, если мы будемъ бодрствовать, то и діаволъ не
можетъ повредить намъ; если же не станемъ бодрствовать, а бу¬
демъ безпечными, то и отъ полезнаго никогда не получимъ
пользы, но даже потерпимъ величайшій вредъ. Таково зло — без- 255
печность. Такъ іудеи отъ пришествія Христова не только не полу¬
чали пользы, но даже потерпѣли вредъ; впрочемъ пе отъ Христа,
а отъ собственной своей безпечности и нерадѣнія. Объ этомъ
послушай, какъ говоритъ самъ Христосъ: аще не быхъ, говоритъ
Онъ, пришелъ и глаголахъ имъ, грѣха не бита имѣли: нынѣ же
вины не имущъ о грѣеѣ своемъ (Іоан, хѵ, 22). Бидишь ли, что при¬
шествіе Его лишило ихъ прощенія и отняло у нихъ оправданіе?
Таково зло—не быть внимательнымъ къ себѣ и не настраивать
себя, какъ должно. Тоже можно видѣть и на тѣлахъ; того, кто
отрадаетъ зрѣніемъ, и самое солнце обыкновенно помрачаетъ, а
здоровому и мракъ не можетъ вредить. Не напрасно я распростра¬
няюсь объ этомъ, но потому, что многіе, вмѣсто того, чтобы обви¬
нять собственную свою безпечность и исправлять свое нерадѣніе
и безчувственность, не дѣлаютъ этого, но всячески изыскиваютъ
для себя разныя оправданія и говорятъ: если бы не было діавола,
то мы не погибли бы; если бы не было закона, то мы не грѣшили
бы; если бы не было ересей, то мы не падали бы. Это—ложныя
оправданія и предлоги твои, человѣкъ! Внимательному ничто
никогда не вредитъ, равно какъ спящему, безпечному и не забо¬
тящемуся о своемъ спасеніи ничто не приноситъ пользы. Это
самое выражаетъ и Павелъ, когда говоритъ: да искусніи явлены
бываютъ въ васъ, т. е. не смущайтесь и не бойтесь, ереси нисколько
не могутъ повредить вамъ. Такимъ образомъ очевидно, что, если
бы даже рѣчь была объ ересяхъ, и тогда изреченіе его не пред¬
ставляло бы затрудненія; оно есть пророчество, а не совѣтъ, пред¬
сказаніе, а не увѣщаніе; и слово: да означаетъ слѣдствіе, а не
нричину. Но что теперь у него рѣчь не о догматахъ, а о бѣд¬
ныхъ и богатыхъ, о ядеыіи и неяденіи, о невоздержаніи и пре¬
сыщеніи богатыхъ, и о забвеніи ими бѣдныхъ, для этого позвольте
повторить сказанное имъ нѣсколько выше; иначе слова его не
могутъ быть для васъ ясными. Когда апостолы начали сѣять
слово благочестія, тотчасъ обратились три тысячи, а потомъ пять
тысячъ человѣкъ, и у всѣхъ ихъ бѣ сердце и душа едина. А при¬
чиною такого согласія, скрѣпляющею любовь ихъ и столько душъ
соединяющею въ одно, было презрѣніе богатства. Ни единъ же,
говорится, что отъ имѣній своихъ глаголагие свое быти, но бяху имъ
вся обща (Дѣян, хѵ, 32). Когда былъ исторгнутъ корень золъ,— ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТА ГО. 17