Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА

слові АПОСТОЛА: НВХОЩУ ВАСЪ НЕ ВѢДѢТИ, БРАТІВ.

253

никакой пользы, ѳсли мы не станѳмъ вести жизнь честную, строгую
и чуждую всякаго грѣха. Α что дѣйствительно для этого онъ напомнилъ ο такихъ событіяхъ, видно изъ того, что онъ, прѳдставивъ образъ крещенія въ морѣ и облакѣ, и образъ тайнъ въманнѣ
и камнѣ, и сказавъ: вси тозюде брашно духовное ядоша, и тожде
пиво духовное пиша, присовокупилъ: но не ео множайшихъ нхъ бла-

говоли Богъ (1 Кор. х, 5 ) . Послѣ столь многихъ, говоритъ, и столь
вѳликихъ чудесъ Богъ нѳ возлюбилъ ихъ, а что? Поражени быша
еъ пустини. Для чего же говоришь ты нанъ объ этомъ, Павелъ?
Сія же образы намъ быша, яко не быти намъ похотникомъ влыхъ,
якоже и они похотѣгиа, ни быти идолослуокьтелщ якоженѣцыиотъ 251
ниосъ: якоже есть писано: сѣдогиа людіе яети и пгтщ и восташа

играти (Исх. хххп, 6 ) . Посмотри на мудрость Павла. Онъ сказалъ
ο грѣхѣ, сказалъ и ο причинѣ грѣха, сказалъ и ο наказаніи за
грѣхъ, научая насъ всѣмъ зтииъ—остерегаться подражанія имъ.
Причиною грѣха было объяденіе: сѣдогиа людіе яети и пити.
Грѣхъ—самое шраніе. Затѣиъ наказаніе: поражени быгиа въ пустынги Далѣе: ниже соблудгшъ, якоже нѣцыи отъ нихъ соблудиша.

Здѣсь онъ не высказалъ причины блудодѣянія, а только наказаніе.
Какое? Падогиа $о единъ день двадесять три тысящи. Почѳму же

онъ нѳ высказалъ причины, отъ которой происходило блудодѣяніе?
Онъ прѳдоставилъ любознательнымъ обратиться къ исторіи, и изъ
нѳй узнать корѳнь этого зла. Въ этомъ и состоитъ лучпіій способъ врачѳванія,—говорить, отъ чѳго происходятъ болѣзни, и прилагать врачѳвства къ ранамъ. Поэтому онъ и говоритъ: еія же вся
образы пргілучахуся онѣмъ: писана же биша въ наученіе наше (1

Кор. х, 11). Такимъ образомъ Тотъ самый, Кто сдѣлалъ все это
и наказалъ непослупшыхъ, вразумляеть теперь насъ не только
словами, но и самыми событіями; а это есть величайшій способъ
вразумленія. Видишь ли, какъ для находящихся въ благодати
онъ представилъ учителя, совершившаго такія дѣла въ вѳтхомі>
завѣтѣ, ввушая, что Одішъ и тотъ же и сдѣлалъ все то и говоритъ это чрѳзъ него? Если бы тамъ былъ кто-нибудь иной, то онъ
не назвалъ бы тогдашнихъ событій образами настоящихъ и пе
сказалъ бы, что сгя писана быгиа въ научеиіе наше, не представилъ

бы намъ такого учитѳля, котораго не признавалъ бы Богомъ, и
не устрашалъ бы тѣмъ, что было сдѣлано Имъ тогда, насъ, имѣющихъ также впасть въ руцѣ Его. Α тѳпѳрь, желая внушить, что
иы такжѳ имѣемъ впасть въ руцѣ Его и что тѣ и другіе люди, 252
тогдапшіѳ и нынѣшніе, управляются Его законами, онъ напомнилъ о* всемъ томъ и сказалъ: писана быгиа еъ наученіе пагие.
Итакъ, зная это, будемъ вѣрить и прошедшему и будущему. Если
же ѳсть нѣкоторыѳ, невѣрующіе будущему, то станемъ научать