Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА СЛОВА апостола: НВХОЩУ ВАСЪ НВ ВЪДѢТИ, ВРАПВ. 253 никакой пользы, если ны не станемъ вести жизнь честную, строгую
и чуждую всякаго грѣха. А что дѣйствительно для этого онъ на¬
помнилъ о такихъ событіяхъ, видно изъ того, что онъ, предста¬
вивъ образъ крещенія въ морѣ и облакѣ, и образъ тайнъ въм&ннѣ
и камнѣ, и сказавъ: вси тожде брашно духовное ядоша, и тожде
пиво духовное пиша, присовокупилъ: но не во множайшихъ ихъ бла¬
говоли Богъ (1 Кор. х, 5). Послѣ столь многихъ, говоритъ, и столь
великихъ чудесъ Богъ не возлюбилъ ихъ, а что? Поражены быша
въ пустыни. Для чего же говоришь ты намъ объ этомъ, Павелъ? Сія же образы намъ быша, яко не быти намъ похотникомъ злыхъ,
якооке и они похотѣша, ни быти идолоелужители, якоженѣцыиотъ 251
нихъ: якоже есть писано: сѣдоша людіе ясти и пиши, и воеташа
играти (Исх. хххп, 6). Посмотри на мудрость Павла. Онъ сказалъ
о грѣхѣ, сказалъ и о причинѣ грѣха, сказалъ и о наказаніи за
грѣхъ, научая насъ всѣмъ этимъ—остерегаться подражанія имъ.
Причиною грѣха было объяденіе: сѣдоша людіе ясти и пиши.
Грѣхъ—самое траніе. Затѣмъ наказаніе: поражена быша въ пу¬
стыни. Далѣе: ниже еоблудимъ, якоже нѣцыи отъ нихъ соблудиша.
Здѣсь онъ не высказалъ причины блудодѣянія, а только наказаніе.
Какое? Падоша во единъ день двадесять три тысящы. Почему же
онъ не высказалъ причины, отъ которой происходило блудодѣяніе? Онъ предоставилъ любознательнымъ обратиться къ исторіи, и изъ
ней узнать корень этого зла. Въ этомъ и состоитъ лучшій спо¬
собъ врачеванія,—говорить, отъ чего происходятъ болѣзни, и при¬
лагать врачевства къ ранамъ. Поэтому онъ и говоритъ: сія же вся
образы прилучахуся онѣмъ: писана же быша въ наученіе наше (1
Кор. х, и). Такимъ образомъ Тотъ самый, Кто сдѣлалъ все это
и наказалъ непослушныхъ, вразумляетъ теперь насъ не только
словами, но и самыми событіями; а это есть величайшій способъ
вразумленія. Видишь ли, какъ для находящихся въ благодати
онъ представилъ учителя, совершившаго такія дѣла въ ветхомъ
завѣтѣ, внушая, что Одинъ и тотъ же и сдѣлалъ все то и гово¬
ритъ это чрезъ него? Если бы тамъ былъ кто-нибудь иной, то онъ
не назвалъ бы тогдашнихъ событій образами настоящихъ и не
сказалъ бы, что сія писана быша въ наученіе наше, не представилъ
бы намъ такого учителя, котораго не признавалъ бы Богомъ, и
не устрашалъ бы тѣмъ, чтб было сдѣлано Имъ тогда, насъ, имѣю¬
щихъ также впасть въ руцѣ Его. А теперь, желая внушить, что
мы также имѣемъ впасть въ руцѣ Его и что тѣ и другіе люди, 252
тогдашніе и нынѣшніе, управляются Его законами, онъ напом¬
нилъ о* всемъ томъ и сказалъ: писана быша въ наученіе наше.
Итакъ, зная это, будемъ вѣрить и прошедшему и будущему. Если
же есть нѣкоторые, невѣрующіе будущему, то станемъ научать