Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
252 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. траншемъ днѣ (Мѳ. п, 84), такъ какъ не было никакой пользы отъ
этой заботы, потому что если кто собиралъ больше, то собранное
повреждалось и погибало и служило только обличеніемъ любостя¬
жанія. Далѣе, чтобы не считали манны за дождь, падающій есте-
260 ственнымъ порядкомъ, въ день субботній ничего подобнаго не
было; этимъ Богъ внушалъ имъ двѣ мысли, именно: что въ пред¬
шествующіе дни Онъ самъ производилъ этотъ дивный и необык¬
новенный дождь, и что въ этотъ день Онъ для того не посылалъ
его, чтобы они невольно научались праздновать день субботній. . И не по пищѣ только, но и по одеждѣ, и обуви, и по всему про-
чёму можно было на самомъ .дѣлѣ видѣть уже тогда исполняе¬
мыми заповѣди, данныя апостоламъ. Они, по распоряженію Божію,
не имѣли ни дома, ни трапезы, ни ложа, ни второй одежды, ни
обувй. Видишь, какое сходство ветхаго завѣта съ новымъ. Какъ
послѣ Христосъ училъ апостоловъ касательно необходимыхъ потреб¬
ностей, подобнымъ образомъ и у израильтянъ устроенъ былъ
образъ жизни, и вся тварь готова была къ служенію имъ. Для
чего же, скажешь, все это было? Богъ хотѣлъ поселить ихъ въ
одномъ мѣстѣ вселенной и повелѣть, чтобы они постоянно тамъ
служили Ему и не создавали ни храма, ни жертвенника ни въ
какомъ другомъ мѣстѣ вселенной, но только тамъ приносили дары и
жертвы, совершали празднества, читали законъ и исполняли всѣ
прочія священныя обязанности. Поэтому, чтобы не подумали, будто
и промыслъ Его ограничивается тѣмъ опредѣленнымъ мѣстомъ
служенія и будто Онъ есть ихъ частный Богъ, Онъ предвари¬
тельно показалъ силу свою въ чужой землѣ, въ Египтѣ, въ пу¬
стынѣ, гдѣ никто не служилъ Ему, гдѣ никто не покланялся Ему;
и тварь иногда служила къ произведенію дѣйствій противныхъ
ея природѣ, убѣждая самыхъ неразумныхъ приписывать Ему и
первоначальное сотвореніе вещей. Такъ море однихъ потопляло,
а другихъ спасало; и воздухъ то наносилъ градъ и губилъ ино¬
племенниковъ, то приносилъ манну н питалъ іудеевъ. Равно и
земля производила то мошекъ ко вреду враговъ, то перепеловъ
ко спасенію своихъ. Для тѣхъ и днемъ была тьма, для этихъ и
ночью свѣтъ. Египтяне, имѣя текущій Нилъ, погибали отъ жажды
и засухи, а израильтяне, странствуя въ пустынѣ сухой и знойной,
пользовались водою въ большомъ изобиліи; тѣхъ одолѣвали жабы,
а этихъ и исполины тамъ не могли преодолѣть. 6. Но для чего объ этомъ напомнилъ намъ блаженный Па¬
велъ? По той причинѣ, о которой я сказалъ вамъ вначалѣ, что¬
бы ты зналъ, что ни крещеніе, ни отпущеніе грѣховъ, ни вѣдѣніе,
ни пріобщеніе тайнъ, ни священная трапеза, ни сподобленіе тѣла,
ни пріобщеніе крови, и ничто другое не можетъ принести намъ