Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА СЛОВА апостола: НВ ХОЩУ ВАСЪ НВ ВВДѢТИ, ВРАТІЕ. 251 по закону природы оно дано было имъ, а по дѣйствію Бога, кото¬
рый велъ ихъ. Это самое и онъ подтверждаетъ въ словахъ своихъ.
Сказавъ: и вей тожде пиво духовное пиша, — а питіемъ была вода,—
п желая показать, что слово: духовное относится не къ свойству
воды, а къ способу ея произведенія, онъ присовокупилъ: піяху
бо отъ духовнаго послѣдующаго камене: камень же бѣ Христосъ. Не
свойство камня, говоритъ, по сила дѣйствующаго Бога произвела
эти потоки. 5. Здѣсь онъ съ корнемъ вырываетъ и ересь Павла Само¬
сатскаго. Въ самомъ дѣлѣ, если все это совершалъ Христосъ,
то какъ говорятъ, будто Онъ началъ существовать съ того вре¬
мени, когда Марія родила Его? Если событія въ пустынѣ оказы¬
ваются совершившимися раньше Маріи, а все это совершалъ Хри¬
стосъ, по слову Павла, то необходимо Онъ былъ прежде этого рожде¬
нія и прежде этого чрѳвоношенія, потому что несуществовавшій,
конечно, не могъ бы совершать столь чудныхъ и необыкновенныхъ
дѣлъ. Какъ словами: вей еквозѣ море проидоша, апостолъ изобра¬
зилъ величіе церкви, прообразованной издревле, такъ и словами:
вей тожде бранимо духовное ядоша, онъ выразилъ опять то же самое.
Подобно тому, какъ въ церкви не иное тѣло принимаетъ бога¬
тый, а иное бѣдный, и не иную кровь тотъ, а иную этотъ,—
такъ и тогда не иную манну получалъ богатый, а иную бѣдный,
и не инымъ источникомъ пользовался тотъ, а инымъ худшимъ
этотъ; но какъ теперь одна и та же трапеза, одна и та же чаша,
одна и та же пища предлагается всѣмъ, приходящимъ сюда, такъ
и тогда одна н та же манна, одинъ и тотъ же источникъ пред¬
лагались всѣмъ. И, чтб подлинно чудно и удивительно, нѣкото¬
рые въ то время старались собирать (манны) больше надлежащаго,
и такое любостяжаніе не приносило имъ никакой пользы. Доколѣ
они соблюдали надлежащую мѣру, манна оставалась манною, а
когда старались собирать болѣе, то любостяжаніе обращало манну
въ червей; и хотя они дѣлали это не въ ущербъ другимъ,—потому-
что не похищая пищу у ближняго они собирали больше,—однако
были осуждены за то, что желали большаго. Хотя они нисколько
не вредили ближнему, но весьма много вредили себѣ самимъ,
такимъ способомъ собиранія пріучаясь къ любостяжанію. Та¬
кимъ образомъ одно и то же служило и пищею и наукою
богопознанія; вмѣстѣ и питало тѣла и научало душу, и не
только питало, но и избавляло отъ трудовъ. Въ самомъ дѣлѣ,
не нужно было ни запрягать воловъ, ни влачить плуга, ни про¬
водить борозды, ни ожидать цѣлый годъ плодовъ, но они
имѣли трапезу готовую, свѣжую, новую и ежедневную, и самымъ
дѣломъ научались евангельской заповѣди—не заботиться о аав-