Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
248

ТВОРІШЯ

СВ.

ІОАЛНА

8ЛАТ070ТАІХ).

апостолъ присовокупилъ: яко отцы паши вси. Не сказалъ: іудѳи,
или исшѳдшіѳ изъ Бгипта; а—что? Отцы наши веи; показываетъ
и свое смиренномудріе тѣмъ, что не отказываѳтся отъ родства съ
ними, хотя былъ столько выше ихъ по добродѣтели, и вмѣстѣ съ
тѣмъ обуздываетъ безстыдный языкъ порицающихъ ветхій завѣтъ.
Бсли бы онъ имѣлъ враждебное расположеніѳ къ этому завѣту,
то не упомянулъ бы въ почтительныгь выраженіяхъ ο живпшхъ
тогда, которые всѣ подлежали осужденію. Вси. Нѳ безъ причины
и нѳ напрасно сказалъ онъ это слово: оси, но съ великою мудростію. Нѳ однажды только онъ произнесъ ѳго, но и дважды, и
трижды, и многократно, чтобы ты уразумѣлъ, что не бѳзъ причины онъ употрѳбилъ это слово. Сказавъ: яко отцы наши веи подъ
облакомъ быша; онъ продолжаетъ: и ееи екеозѣ море проидоша, и
вси въ Моиееа крестишася, и вси тожде брашко духовное ядоша, и вси
тожде пиво духовпое пгта. Слышишь ли, какъ часто онъ повторяетъ: вси? Онъ нѳ сдѣлалъ бы этого, если бы не хотѣлъ выразить какой-нибудь велнкой и дивной тайны. Бсли бы онъ употрѳбилъ это слово просто, то достаточно было бы одинъ разъ сказать ѳго и не повторять болѣе, и выразиться такъ: яко шцы нагии еси подъ облапомъ быша, и екеозѣ море проидоша, и еъ Моисеа
крестишася, и тооюде брашпо духоеное ядоша, и тожде пиво дуосо
247 пое пиша. Α между тѣмъ онъ нѳ такъ сказалъ, но при каждомъ
случаѣ прибавилъ: ѳси, отверзая намъ нѳ малую двѳрь къ уразумѣнію его мысли, чтобы видѣть его мудрость. Для чѳго жѳ онъ
часто повторяетъ это слово? Онъ желаетъ показать, что есть вѳликоѳ сродство вѳтхаго завѣта съ новымъ, и что пѳрвый былъ образомъ послѣдняго и тѣнію будущаго. И, во-первыхъ, этиыъ онъ
показываетъ ихъ сходство. Какъ въ церкви, — это желаетъ онъ
показать,—нѣтъ различія между рабоиъ и свободнымъ, между
пришѳльцомъ и гражданяномъ, старымъ и юнымъ, мудрымъ и
немудрымъ, частнымъ чѳловѣкомъ и начальникомъ, женою π мужѳмъ, но всякій возврастъ, всякое званіе и оба пола одинаково
вступаютъ.въ водную купель, хотя бы то былъ царь, хотя бы
нищій, и получаютъ одинаковоѳ очищѳніѳ, и это особѳнно служитъ
величайшимъ доказательствомъ нашего благородства, что іш
посвящаѳмъ въ таинства одинаково и нищаго и носящаго багряницу и нѣтъ никакого преимущѳства у послѣдняго прѳдъ пѳрвымъ по отношенію къ таинствамъ, въ таконъ ясе сішслѣ и ο
вѳтхомъ завѣтѣ онъ многократно употрѳбляѳтъ слово: ѳеи. Въ
самомъ дѣлѣ ты не можешь сказать, что Моисей прошѳдъ по
сушѣ, а іудѳи по морю, богатыѳ инымъ путемъ, а бѣдные инымъ,
жѳнщины подъ воздухомъ, а мущины подъ обл&комъ, но скѳоаѣ
море еси, подъ облакомъ веи и еъ Моисеа еси. Такъ какъ этотъ