Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
248 ТВОРІШЯ ОВ. ІОАННА ВЛАТ070ТАП). апостолъ присовокупилъ: яко отцы наши вей. Не сказалъ: іудеи,
или исшедшіе изъ Египта; а—что? Отцы наши веи\ показываетъ
и свое смиренномудріе тѣмъ, что не отказывается отъ родства съ
ними, хотя былъ столько выше ихъ по добродѣтели, и вмѣстѣ съ
тѣмъ обуздываетъ безстыдный языкъ порицающихъ ветхій завѣтъ.
Если бы онъ имѣлъ враждебное расположеніе къ этому завѣту,
то не упомянулъ бы въ почтительныхъ выраженіяхъ о жившихъ
тогда, которые всѣ подлежали осужденію. Вей. Не безъ причины
и не напрасно сказалъ онъ это слово: вей, но съ великою мудро¬
стію. Не однажды только онъ произнесъ его, но и дважды, и
трижды, и многократно, чтобы ты уразумѣлъ, что не безъ при¬
чины онъ употребилъ это слово. Сказавъ: яко отцы наши вей подъ
облакомъ быша; онъ продолжаетъ: и вей еквоэѣ море проидоша, и
вей въ Моиееа креетишася, и вей тожде брашно духовное ядоша, и вей
тояеде пиво духовное пиша. Слышишь ли, какъ часто онъ повто¬
ряетъ: вей? Онъ не сдѣлалъ бы этого, если бы не хотѣлъ выра¬
зить какой-нибудь великой и дивной тайны. Если бы онъ употре¬
билъ это слово просто, то достаточно было бы одинъ разъ ска¬
зать его и не повторять болѣе, и выразиться такъ: яко отцы на¬
ши вей подъ облакомъ быша, и еквозѣ море проидоша, и въ Моиееа
креетишася, и тозкде брашно духовное ядоша, и тожде пиво духов-
247 ное пиша. А между тѣмъ онъ не такъ сказалъ, но при каждомъ
случаѣ прибавилъ: вей, отверзая намъ не малую дверь къ уразу-
мѣнію его мысли, чтобы видѣть'его мудрость. Для чего же онъ
часто повторяетъ это слово? Онъ желаетъ показать, что есть вели¬
кое сродство ветхаго завѣта съ новымъ, и что первый былъ обра¬
зомъ послѣдняго и тѣнію будущаго. И, во-первыхъ, этимъ онъ
показываетъ ихъ сходство. Какъ въ церкви, — это желаетъ онъ
показать,—нѣтъ различія между рабомъ и свободнымъ, между
пришельцомъ и гражданиномъ, старымъ и юнымъ, мудрымъ и
немудрымъ, частнымъ человѣкомъ и начальникомъ, женою и му¬
жемъ, но всякій возврастъ, всякое званіе и оба пола одинаково
вступаютъ.въ водную купель, хотя бы то былъ царь, хотя бы
нищій, и получаютъ одинаковое очищеніе, и это особенно служить
величайшимъ доказательствомъ нашего благородства, что мы
посвящаемъ въ таинства одинаково и нищаго и носящаго багря¬
ницу и нѣтъ никакого преимущества у послѣдняго предъ пер¬
вымъ по отношенію къ таинствамъ, въ такомъ же смыслѣ и о
ветхомъ завѣтѣ онъ многократно употребляетъ слово: вей. Въ
самомъ дѣлѣ ты не можешь сказать, что Моисей прошелъ по
сушѣ, а іудеи по морю, богатые инымъ путемъ, а бѣдные инымъ,
женщины подъ воздухомъ, а мущипы подъ облакомъ, но еквозѣ
море вей, подъ облакомъ вей и въ Моиееа вей. Такъ какъ этотъ