Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА ОЛОВА АПООТОЛА: Н1 Х0Щ7 ВАОЪ HS ВЪДѢТН, БРАТІВ.

245

николшже знахъ. васъ, отъидгте отъ Мене дѣлающіи беззакопге
(Мат. ѵп, 2 2 , 28). И дѣвъ онъ не укоряѳтъ за вѣру и образъ
мыслѳй, а за нечестивую жизнь, безчеловѣчіе и жестокосердіѳ,
заключаетъ отъ нихъ брачный чертогъ; и одѣтаго въ нечистыя
одежды онъ извергъ связаннымъ не за то, что тотъ нѳ держался
праваго ученія, но за то, что велъ порочную и нечистую жизнь;
іі тѣхъ, которыхъ онъ повелѣлъ ввергнуть въ огонь, уготованный
діаволу и ангеламъ ѳго, отослалъ туда нѳ за то, что они отпаліі
отъ вѣры, но за то, что никому никогда не оказывали милосердія.
Обо всемъ этомъ и подобномъ апостолъ могь бы напомнить имъ
іі сказать: не хочу оставить васъ, братія, въ невѣдѣніи, что всѣ
эти получилн крещеніе, были ііричастникани таинствъ, показали
много вѣры и инѣли совершенныя познанія; но такъ какъ оші
пе вели жизни согласной съ вѣрою, то и лишены царства и преданы огню. Почѳму ясе онъ не сказалъ этого, но оставивъ всѳ зто,
сказалъ такъ: не хощу васъ не вѣдѣтщ братіе, яко отцы наши вси
подъ облакомъ биша,—напоминаетъ шгь ο томъ, что случалось при
Моисеѣ, умолчавъ ο тоісъ, что относится къ благодати? Не напрасно
іі не безъ какой-нибудь причины онъ дѣлаѳтъ это, потому что онъ
былъ исполнѳнъ вѳликой мудрости. Почему же и для чего? По
двумъ причинамъ: желая сильнѣе тронуть ихъ и вмѣстѣ показать, что ветхій завѣтъ имѣетъ вѳлшсоѳ сродство съ новымъ. Многіе изъ людей не вѣрятъ въ геенну, не признаютъ будущаго наказанія и думаютъ, что Богъ угроясаетъ чѳрвеиъ неумирающииъ,
огнемъ нѳугасающимъ, тьиою кроиѣшною только для страха и
вразумлѳнія; но и они не могутъ не вѣрить прошедшему. 0 бывшемъ кто можѳтъ сказать, что его нѳ было? Тому, что ѳщѳ не
открылось и не осуществилось на дѣлѣ, нногіе не вѣрятъ, но
никто, даже самый нѳдобросовѣстный и безчестный, хотя бы и
захотѣлъ, нѳ можетъ не вѣрить тому, что ужѳ было и исполнилось. Поэтону апостолъ желаѳтъ убѣдить ихъ въ правосудіи Божіѳмъ посредствомъ того, что весьма извѣстно, что ужѳ исполнилось и отъ чего осталось много слѣдовъ, и какъ бы такъ говоритъ: ѳсли ты думаѳшь, что нѣтъ ни геенны, ни наказанія, ни
мучѳній, и что Богь толысо угрожаѳтъ этимъ, то, размысливъ ο
прошедшемъ, повѣрь и будущему. Если одинъ и тотъ же Богъ
управляетъ и прошедпшкъ и настоящимъ, и въ вѳтхомъ завѣтѣ
и при благодати, какъ и дѣйствитѳльно Онъ одинъ и тотъ яее, то
на кавомъ основаніи Онъ, подвергнувъ наказанію и мучѳнію тѣхъ
грѣпшиковъ, насъ, согрѣшающихъ такъ ясѳ, и ещѳ гораздо хуяее
тѣхъ, оставитъ безъ накааанія? Я спрашиваю: блудодѣйствовали
іудеи, и не были ли наказанн? Роптали, и не получали ли наказанія? С!овѳршвнно необходико приэнать вто. Какъ же наказавшій