Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
22 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ07СТАГ0. обаче не якоже Азъ хощу, но якоже ты (Матѳ, ххѵі, 89). Здѣсь,
буквально, мы находимъ два противоположныя одно другому же¬
ланія, т. е. Отецъ желаетъ, чтобы Онъ былъ распятъ, а самъ Онъ
ие желаетъ. Между тѣмъ вездѣ мы видимъ, что Онъ желаетъ
одного и того же съ Отцемъ, предъизбираетъ одно и то же съ
Нпмъ. Такъ, когда Онъ говоритъ: дай имъ, какъ Я и Ты едино да
и тіи въ Насъ едино будутъ (Іоан, хѵи, 11, 21)—выражаетъ не
что ипое, какъ то, что у Отца и Сына одна воля. И когда Онъ
говоритъ: яже Азъ глаголю, не Я говорю но Отецъ, во Мнѣ пребы¬
вая fi, Зой творитъ дѣла эти (Іоан, хіѵ, 10),—выражаетъ тоже.
II когда Онъ говоритъ: о Себе не пріидохъ (Іоан, ѵи, 28), и: не
могу Азъ о Себе творити ничесоже (Іоан, ѵ, 30),—выражаетъ не
то, будто Онъ не имѣетъ власти говорить или дѣлать—нѣтъ—
но хочетъ показать съ точностію, что Его воля согласна съ волею
Отца и на словахъ и на дѣлѣ, и во всѣхъ распоряженіяхъ одна
и та же у Него съ Отцемъ, какъ уже неоднократно мы объясняли,
потому что слова: о Себе не глаголю, означаютъ не лишеніе власти,
а согласіе. Какъ же здѣсь Онъ говоритъ: обаче не якоже Азъ хощу,
но якоже Ты? Можетъ быть, мы причинили вамъ много труда, но
ободритесь; хотя и много сказано, но я хорошо знаю, что ваше
усердіе сильно; да и рѣчь моя приближается, наконецъ, къ са¬
мому разрѣшенію. Для чего же такъ сказано? Слушайте съ вни¬
маніемъ. Ученіе о воплощеніи Бога было весьма неудобопріемлемо-
Это чрезмѣрное человѣколюбіе Его и великое снисхожденіе было
87 страшно и требовало многихъ въ самомъ дѣлѣ приготовленій,
чтобы оно было принято. Представь, каково было слушать и
поучаться, что Богъ неизреченный, нетлѣнный, непостижимый,
невидимый, необъятный, въ руцѣ котораго концы земли (Псал. хсіѵ,
4), призираяй на землю творяй ю трястися, прикасаяйся горамъ и
заставляющій ихъ дымиться (Псал. сга, 32), Котораго славы, явлен¬
ной не вполнѣ, не могли видѣть даже херувимы, но распростер¬
тыми крыльями покрывали свои лица (Ис. ѵі 2),—Тотъ, Который
превосходитъ всякій умъ и превышаетъ разумѣніе, оставивъ анге¬
ловъ, архангеловъ и всѣ высшія разумныя силы, благоволилъ
сдѣлаться человѣкомъ, принять плоть, созданную изъ земли и
персти, войти въ утробу Дѣвы, быть носимымъ во чревѣ девять
мѣсяцевъ, питаться молокомъ и испытать все человѣческое. Такъ
какъ имѣвшее совершиться было столь удивительно, что и по совер¬
шеніи многіе не вѣруютъ этому, Онъ предпосылаетъ напередъ
пророковъ, которые возвѣщали то же самое. Такъ патріархъ пред¬
возвѣщалъ это, когда говорилъ: отъ лѣторасли, сынемой, восшелъ
еси: возлегъ, уснулъ еси яко левъ (Быт. хых, 9). Исаія говоритъ:
се Дѣва во чревѣ зачнетъ и родитъ сына, и наречеши имя Ему Емма-