Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
246 ТВОПШЯ СВ. ІОАННА 8ДАТОУСТАГО. тѣхъ оставитъ ненаказаншшъ тебя, дерзающаго дѣлать то же
самое? Это было бы неосновательно. Но ты не подвергаешься
наказанію здѣсь? Потому особенно и вѣрь въ геенну и будущее
наказаніе, что ты не подвергаешься наказанію здѣсь. Если бы не
имѣло быть никакого наказанія послѣ настоящей жизни, то ты,
245 согрѣшившій одинаково съ прежними, не оставался бы ненака¬
заннымъ. Такъ и ты, если встрѣтишься съ человѣкомъ безпеч¬
нымъ, безпутнымъ и преданнымъ разврату, и онъ станетъ гово¬
рить тебѣ, что нѣтъ ни мученій, пи геенны, а все это — басни,
что Богъ только угрожаетъ этимъ, желая внушить страхъ, скажи
ему: человѣкъ, ты не вѣришь будущему, потому что оно еще не
явилось, не открылось и не совершилось предъ твоими глазами;
но кто можетъ не вѣрить тому, что было и исполнилось? Пред¬
ставь Содомъ и Гоморру. Эта страна не за какой-либо иной грѣхъ
понесли наказаніе, а за то, что жители этихъ городовъ допускали
беззаконное кровосмѣшеніе и непозволительныя связи и совер¬
шенно извращали законы природы. Какъ же можетъ статься,
чтобы Богъ, который тотъ же и тогда и теперь, наказавъ тѣхъ
грѣшниковъ безъ всякаго снисхожденія, оставилъ ненаказаннымъ
тебя, который, согрѣшая послѣ нихъ, достоинъ гораздо большаго
наказанія и мученія, какъ получившій благодать и не вразумив-
шійся ихъ наказаніями? 8. Поэтому-то Павелъ, не сказавъ ничего о гееннѣ, — такъ
какъ многіе не вѣруютъ въ будущее, — желаетъ образумить ихъ
тѣмъ, что уже совершилось и чему они достаточно вѣрили, хотя
будущее болѣе страшно, прошедшее убѣдительнѣе для людей не¬
совершенныхъ, и послѣднее обыкновенно устрашаетъ ихъ больше
перваго. Вотъ почему онъ и указываетъ имъ на то, чему не могъ
пе вѣрить даже самый безстыдный, а вмѣстѣ съ тѣмъ наноситъ
смертельную рану Маркіону, Манесу и всѣмъ, которые заражены
одною съ ними болѣзнію. Въ самомъ дѣлѣ, если не одинъ и тотъ
же Богъ ветхаго и новаго завѣтовъ, давшій и тѣ заповѣди, и
будущее имѣющій произвести, то напрасно говоришь ты мнѣ это,
Павелъ, и никакого страха ты не возбуждаешь въ слушателяхъ;
слушатель можетъ сказать: если иной тотъ Богъ, и иной этотъ,
то послѣдній, конечно, не станетъ судить по мнѣнію перваго и не
съ тѣми же будетъ сообразоваться законами. Если Богу ветхаго
завѣта угодно было всѣхъ наказывать и мучить, то для чего ты
стращаешь и угрожаешь этимъ мнѣ? Я имѣю другого Владыку/
который будетъ судить меня. Такимъ образомъ, если бы былъ
иной Богъ ветхаго, и иной Богъ новаго завѣта, то Павелъ сдѣ¬
лалъ противное тому, что хотѣлъ сдѣлать: не только не устра¬
шилъ слушателя, но избавилъ его отъ всякаго опасенія и страха,