Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПОХВАЛА МАКСНМУ, и томъ, какихъ ДОЛЖНО БРАТЬ ЖВНЪ.

241

какъ ѳстесствѳнная, а не искусственная и нѳ изысканная. Поэтому 240
онѣ наслаждались совѳршеннымъ здоровьѳмъ, и красота ихъ была
наилучшая, такъ какъ никакая болѣзнь нѳ повреждала тѣла, и
всякая изнѣжѳнность была отвѳргнута. Труды, занятія и собствѳнноручныя работы во всемъ устраняли всякую изнѣжѳнность и доставляли крѣпость и прочное здоровьѳ; а чрѳзъ это онѣ были и
для мужѳй болѣе вождѳлѣнными и болѣѳ любезными, такъ какъ
не только тѣло, но и душу онѣ сохраняли лучшими и цѣлыми.
Итакъ, сидя на вѳрблюдѣ, она приблиясалась къ той странѣ; но
прежде, чѣмъ достигла ея, взгляяувъ, увидѣла Исаака, и соскочила
съ верблюда. Видишь ли крѣпость ея? Видишь ли хорошѳѳ здоровье?
Соекочнла съ верблюда! Такъ вѳлика была у нихъ сила вмѣстѣ съ
цѣломудріемъ. И речерабу: кто есть человѣкъ оный, иже идетъ по
полю? Рече жерабъ: господинъ мой; опа же вземгии ризу лѣтнюю, обле-

неея (Быт. ххіѵ, 95). Посмотри, какъ во всѳмъ обнаруживается ея
цѣломудріе, какъ она была скромна, какъ была стыдлива. И поя ее
Исаакъ, и бысть ему жена, и возлюби ю: и утѣшися по Саррѣ,

матери своей (Быт. ххіѵ, 67). Не напрасно сказано, что онъ полюбилъ еѳ и утѣшился по Саррѣ, матери своей, но чтобы ты узналъ
освованія этой привязанности и любви, которыя заключались въ
самой пршпедшѳй женщинѣ. Кто, въ самомъ дѣлѣ, не полюбилъ
бы такой жены, столь цѣломудренной, столь скромной, столь гостепріимной, человѣколюбивой и кроткой, мужественной по душѣ и
крѣпкой по тѣлу? Это сказалъ я нѳ для того, чтобы вы только
слышали, или выслушавъ только хвалили, но чтобы вы подражали
этому. Отцы подраясайте попѳчительности лраотца, съ какого онъ
старался найти женщину неиспорченную, искалъ яѳ богатства, не
заатности рода, не красоты тѣлесной и ничего другого, но только
благородства души; а матери такъ же воспитывайте дочерс^і
своихъ. И вы, женихи, намѣреваясь вступить въ бракъ, вступаііто
съ такою ясе благопристойностью, устраняя пляски, смѣхъ, срамныя рѣчи, свирѣли, флейты, діавольскія изобрѣтенія, и все прочее, но всѳгда призывая Бога быть посрѳдникомъ во всѣхъ дѣлахъ вашихъ. Если мы такъ станѳмъ устроять дѣла свои, то
някогда не будетъ ни развода, ни подозрѣпія въ прелюбодѣянік,
яи повода къ ревности, ни ссоры и вражды, но будемъ наслаясдаться великимъ миромъ и полнымъ согласіемъ; а за этимъ кояечно
иослѣдуютъ и другія добродѣтели. Какъ тогда, когдаясена враждуетъ съ мужемъ, не бываѳтъ ничего хорошаго въ домѣ, хотя
бы всѣ другія дѣла шли успѣшно; таісъ тогда, когда она единодупгаа и согласна съ нимъ, не будетъ ничѳго непріятнаго, хотя
бы ежеднѳвно поднимались безчисленныя бури. Если такимъ
образомъ будутъ совершаться браки, то и дѣтей мы будемъ въ
ТВОРЕШЯ GB. ІОАНВА ЗЛАТОУСТАГО.

16