Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
240 ТВОРВНІВ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. лись невнимательными, но какъ бы по мановенію Бога, подвиг-
шаго ихъ душу, тотчасъ обѣщали отдать дочь свою. Отвѣщавъ
же Лаванъ и Ваѳуилъ рекоета: отъ Господа пріиде дѣло сіе: не воз¬
можемъ ти противу рещи зло. Се Ревекка предъ тобою: поемъ ю, иди:
и да будетъ жена господину твоему, яко же глагола Господь (Быт. ххіѵ,
50, 51). Кто не изумится, кто не подивится, сколько и какихъ
препятствій уничтожено въ краткое мгновеніе времени? Подлинно,
и то, что онъ былъ чужестранецъ, рабъ и неизвѣстный, и что
было велико растояніе пути, и что не были извѣстны ни свекоръ,
ни женихъ, и никто другой изъ ихъ родственниковъ, и каждое
изъ этихъ обстоятельствъ ' само по себѣ достаточно было
воспрепятствовать браку, и однако, ничто не воспрепятствовало,
но все это оказалось легкимъ и родители смѣло ввѣрили ему не¬
вѣсту, какъ бы человѣку знакомому, живущему вблизи и издавна
обращавшемуся съ ними. А причиною было то, что Богъ былъ среди
нихъ. Какъ тогда, когда мы дѣлаемъ что-нибудь безъ Него, хотя бы все
было легко и удобно, мы встрѣчаемъ пропасти, стремнины и без¬
численныя неудачи; такъ тогда, когда Онъ присутствуетъ и содѣй¬
ствуетъ, хотя бы предстоящія дѣла были самыя затруднительныя,
все становится легкимъ и удобнымъ. Не будемъ же ничего ни
дѣлать, ни говорить прежде, нежели призовемъ Бога и испросимъ
Его содѣйствія во всѣхъ дѣлахъ нашихъ, какъ поступилъ и
этотъ рабъ. 9. Посмотримъ, какимъ образомъ онъ совершилъ бракъ,
когда получилъ невѣсту. Взялъ ли онъ въ собою кимвалы, сви¬
рѣли, плясуновъ, тимпаны, флейты и другія выдумки? Ничего
такого; но, взявъ только одну дѣвицу, онъ отправился, имѣя при
себѣ ангела, сопровождавшаго и руководившаго ее, котораго по¬
слать съ нимъ господинъ его молилъ Бога, когда онъ выходилъ
изъ дома. Такъ и была везена невѣста, не слыша ни флейтъ, ни
арфы и ничего другого подобнаго, но имѣя на головѣ безчислен¬
ныя благословенія Божіи,—вѣнецъ блистательнѣе всякой діадемы;
была везена облеченная не золотыми одеждами, но цѣломуд¬
ріемъ, благочестіемъ, гостепріимствомъ и всѣми другими добро¬
дѣтелями; была везена не въ крытой колесницѣ, или съ какимъ-
нибудь другимъ великолѣпіемъ, но сидя на верблюдѣ. При душев¬
ныхъ добродѣтеляхъ у дѣвицъ въ древности и тѣла.цвѣли вели¬
кимъ здоровьемъ,—потому что матери не такъ воспитывали ихъ,
какъ теперь, не вредили имъ частыми омовеніями, благовонными
мастями, искусственными притирдніями, мягкими одеждами и
другими безчисленными способами, дѣлая ихъ нѣжными болѣе
надлежащаго, но воспитывали пхъ со всею строгостію. Поэтому
у нихъ и тѣлесная красота была весьма цвѣтущая и истинная,