Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПОХВАЛА МАКСИЖ7, И Ο ТОІГЬ, КАКИХЪ ДОЛЖНО ВРАТЬ ЖЕНЪ.

237

она нѳ отказала въ просьбѣ и не уклонидась, обнаружилось г.остѳпріимство и великое чедовѣколюбіе. Какъ въ томъ случаѣ,
если бы она первая подошда и стада разговаривать съ нимъ, ничего не говорившимъ, она показала бы наглость и безстыдство,
такъ въ томъ случаѣ, если бы она отказала ѳму въ его просьбѣ,
обнаружила бы жѳстокость и безчеловѣчіе. Но она тепѳрь не сдѣлада ни того ни другого: ни повредила гостѳпріимству для цѣломудрія, ни умѳныпила достоинства цѣлоиудріл для гостѳнріимства, но всѳцѣло явила ту и другую добродѣтель, показавъ ожиданіемъ просьбы цѣломудріе, а услугою послѣ просьбы—невыразимое гостепріимство. Подлинно, было знакомъ невыразимаго гостѳпріимства то, чтобы доставить не только просимоѳ, но предложить
еще нѣчто больше просимаго. Хотя предложенное ею была вода,
но она толысо въ этомъ и была властна тогда. Α объ гостѳпріимныгь обыкновенно судятъ не по драгоцѣнности даннаго, но по
возможности, съ какою они даютъ. Такъ Богъ похвалилъ и подаюіцаго чашу холодной воды, и ο той, которая положила двѣ
лѳпты, сказалъ, что она полояшла болыпе всѣхъ, потому что положила тогда все, что имѣла. Такъ и ата угостила добраго человѣка тѣмъ, больше чего не иогла прѳдложить ему. Не напрасно
прибавлены слова: потщася и тече и тому подобныя, но чтобы ты
видѣлъ усердіе, съ какимъ она дѣлала дѣло, нѳ противъ воли,
не по принуждѳнію, нѳ съ досадою и негодованіемъ. Α это не маловажно. Часто и мы просили прохожаію, адущаго съ факеломъ,
на нѣсколько времени остановиться, чтобы наиъ зажѳчь, или
несущаго воду, чтобы намъ нашпъся, но онъ не соглашался и
отказывалъ съ негодовашемъ; а она не только наклонила для него
водоносъ, но и для всѣхъ верблюдовъ налнла воды, предприяявъ
такой трудъ и съ вѳлшсою охотою исполнивъ тѣлѳсноѳ служѳніѳ,
по гостепріимству. Не дѣло только, но и готовность служитъ доказатѳльствомъ ея добродѣтели; и человѣка незнакомаго и въ
первый разъ встрѣтившагося тогда она называетъ господиномъ
Какъ свѳкоръ ея Авраамъ не спрапшвадъ прохожихъ: кто вы и
откуда, куда идѳтѳ и откуда пришли?—но просто собиралъ плоды
гостепріимства, такъ и она не сказала: кто ты, откуда и для чего
пришѳлъ?—но, собирая обильныѳ плоды гостепріимства, оставила
все постороннее. И какъ торгующіѳ драгоцѣнностями и получающіе золото домогаются только одного, какъ бы получить выгоду
отъ имѣющихъ дѳньги, а не стараются развѣдывать объ нихъ,
такъ и она заботилась только объ одномъ, какъ бы собрать плоды
гостепріимства, какъ бы получить совершенную награду. Она хорошо знала, что чужестранецъ стыдливъ больгае всѣхъ и потому
имѣетъ нужду въ ведикой привѣтливости и ыепытливой скром-