Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
238 ТВОРЯНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0У0ТАГ0. ности; н если мы станемъ распрашив&ть его и развѣдывать, то
онъ тяготится и уклоняется и приходитъ съ неудовольствіемъ.
Поэтому ни она не поступила такъ съ этимъ человѣкомъ, ни све¬
коръ ея не поступалъ такъ съ странниками, чтобы не отогнать
добычи, но старался только услужить прохожимъ и, пріобрѣтши
чрезъ нихъ тѣ плоды, какихъ желалъ, потомъ отпускалъ ихъ. 8. Вотъ почему онъ принялъ нѣкогда и ангеловъ; а если
бы онъ сталъ развѣдывать, то дарованная ему награда была бы
уменьшена. Подлинно, мы удивляемся ему не за то, что онъ при¬
' вялъ ангеловъ, но за то, что принялъ, не зная ихъ. Если бы онъ
угостилъ, зная ихъ, то не сдѣлалъ бы ничего удивительнаго, такъ
какъ достоинство принятыхъ могло побудить человѣка самаго
несострадательнаго и каменнаго къ человѣколюбію и благо¬
творительности; но удивительно то, что онъ, считая ихъ за нѣ¬
которыхъ прохожихъ, предложилъ имъ такое угощеніе. Такова
была и эта дѣвица; она не знала, кто былъ тотъ человѣкъ,
зачѣмъ пришелъ, и что онъ прибылъ сватать ее, но считала его
нѣкоторымъ странникомъ и путешественникомъ. Потому ей и да¬
рована была большая награда за гостепріимство, что она съ такимъ
радушіемъ приняла совершенно незнакомаго, вмѣстѣ съ тѣмъ
сохранивъ и цѣломудріе. Она сдѣлала это не съ принужденіемъ
и не безстыдно, не дерзко, не съ гнѣвомъ, но съ надлежащею
скромностію. Это самое и выразилъ Моисей, сказавъ: человѣкъ же
выразумѣвашв ю, и помолчеваше, да уразумѣетъ, аще благоустрой
238 Богъ путь ему (Быт. ххіѵ, 21). Что значитъ: выразумѣвтие »?
Внимательно наблюдалъ и видъ ея, и походку, и взоръ, и рѣчь,
и все, узнавая по движеніямъ тѣла настроеніе души. Впрочемъ,
онъ не ограничился однимъ этимъ, но употребилъ и другое испы¬
таніе. Когда она напоила его, онъ не остановился на этомъ, но
сказалъ ей: чія еси дщерь, поваждь ми, аще есть у отца твоего
мѣсто (намъ) витати? Что же она? Она незлобиво и кротко на¬
звала отца, не обидѣлась и не сказала: кто ты, развѣдывающій,
изслѣдующій и разспрашивающій о нашемъ домѣ; но что? Дщерь,
говоритъ, Виѳуилева еемь, сына Мелхина, его же роди Нахору: плевы
и сѣна много у насъ, и мѣсто витати (Быт. ххіг, 28 — 25). Какъ
прежде она дала ему воды больше, чѣмъ сколько онъ просилъ,—
онъ просилъ дать напиться только ему, а она предложила напоить
и верблюдовъ, и напоила,—такъ и теперь: онъ просилъ только
мѣста, а она предложила и соломы и сѣна и многаго другого,
посредствомъ всего этого приглашая его и привлекая въ домъ
свой, чтобы получить награду за гостепріимство. Не будемъ же
слушать это небрежно и просто, но, размышляя съ собою о себѣ
самихъ и сравнивая себя съ ними, станемъ такимъ образомъ