Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
нл слова: Ото, аіце возможно есть. 21 знаменіе не дается ему, токмо знаменіе Іоны (Матѳ, хіі, 39). Также и
Павелъ говоритъ: понеже и іудеи зна.иенія просятъ, и еллини пре-
мудроетиищутъ:мы же проповѣдуемъ Христа распята (1 Кор. ххп, 23).
Крестъ отверзъ рай, ввелъ въ него разбойника, и родъ человѣ¬
ческій, который готовъ былъ погибнуть, и не достоинъ былъ даже
земли, привелъ въ царство небесное. Такъ много благъ было и
бываетъ отъ креста, — и, скажи мнѣ, Христосъ не хочетъ быть
распятымъ? Кто можетъ сказать это? А если бы Онъ не хотѣлъ,
то кто принудилъ Его? Кто заставилъ? Для чего же Онъ пред¬
посылалъ пророковъ, которые предвозвѣщали, что Онъ будетъ
распятъ, если Онъ не намѣренъ былъ распяться и не хотѣлъ под¬
вергнуться этому? И для чего Онъ назвалъ крестъ нашею, если
Онъ не хотѣлъ быть распятымъ? Вѣдь этимъ именно выражается
желаніе, которое Онъ имѣлъ по этому предмету. Какъ для жаж¬
дущихъ пріятна чаша, такъ для Него распятіе на крестѣ; поэтому
Онъ и говорилъ: желаніемъ возжелѣхъ сію пасху ясти съ вами (Лук.
ххп, 15), сказавъ это не безъ причины, но потому, что послѣ вечери
предстоялъ Ему крестъ. 3. Итакъ, тотъ, кто называетъ это дѣло славою, укоряетъ
ученика за возраженіе Ему, поставляетъ признакомъ добраго па¬
стыря смерть за овецъ, говоритъ, что Онъ желаніемъ желаетъ этого, зв
н добровольно идетъ на это дѣло, почему проситъ, чтобы его пе
было? А если бы Онъ не хотѣлъ, то развѣ трудно было остано¬
вить тѣхъ, которые приступали къ Нему? Теперь же видишь, Онъ
самъ поспѣшаетъ къ этому. Когда приступали къ Нему, Онъ ска¬
залъ: кого ищете? Отвѣчаютъ ему: Іисуса. Онъ говоритъ имъ: Азъ
семь: и идоша вспять, и падота на земли (Іоан, хпп, 6). Такъ,
Онъ сначала ослѣпилъ ихъ и показалъ, что Онъ могъ избѣжать,
а потомъ предалъ Себя, чтобы ты зналъ, что Онъ не по необходи¬
мости, или принужденію, или насилію приступившихъ подвергся
этому, но добровольно, по собственному предъизбранію и желанію
н по давнему приготовленію къ этому. Для того и пророки были
предпосылаемы, и патріархи предсказывали, и словами и дѣлами
крестъ былъ предъизображаемъ. И жертвоприношеніе Исаака озна¬
чало крестъ; поэтому и сказалъ Христосъ: Авраамъ отецъ вашъ радъ бы
былъ, дабы видѣлъ славу Мою: и видѣ возрадовася (Іоан, ѵш, 56). Патріархъ
возрадовался, увидѣвъ образъ креста, а Онъ отказывается отъ
самаго креста? И Моисей побѣждалъ Аналика потому, что пока¬
зывалъ образъ креста; и безчисленное множество событій можно
видѣть въ ветхомъ завѣтѣ, которыя предъизображали крестъ. Для
чего же было такъ, если Тотъ, Кто имѣлъ быть распятымъ, не
хотѣлъ этого? Послѣдующее возбуждаетъ еще больше недоумѣній.
Сказавъ: да мимоидетъ отъ Мене чаша сія, Онъ присовокупилъ: