Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПОХВАЛА МАКСИМУ, и о токъ, какихъ ДОЛЖНО ВРАТЬ жвнъ. 235 этому обязаны мы всѣми благами. Чрезъ ѳто господинъ мой по¬
лучилъ и жениха, чревъ это сдѣлался отцемъ; закололъ тельца—
и получилъ сына, замѣсилъ муки—и получилъ отъ Бога обѣто¬
ваніе о потомствѣ по числу звѣздъ. Такъ какъ отъ этого и дома
у насъ произошли всѣ блага, то я прежде всего другого ищу
этого. Не будемъ же останавливаться на томъ, что онъ просилъ
воды, но обратимъ вниманіе на то, что гостепріимной душѣ свой¬
ственно не только давать просимое, но предлагать и больше про¬
симаго. И бысть, говорится въ Писаніи, прежде неже скончати
ему глаголющу, ее Ревекка исхождаше (Быт. ххгѵ, 15); и исполни¬
лось пророческое изреченіе: еще глагомощу ти реку: ее пріидозсъ
(Ис. ьѵш, 9). Таковы молитвы людей добродѣтельныхъ; прежде
окончанія онѣ располагаютъ Бога къ исполненію просимаго. Такъ
и ты, когда намѣреваешься взять жену, не прибѣгай къ людямъ,
или къ женщинамъ, торгующимъ чужими несчастіями и ищу¬
щимъ только одного, какъ бы имъ самимъ получить награду, но
прибѣгай къ Богу. Онъ не постыдится быть устроителемъ твоего
брака. Онъ самъ далъ такое обѣщаніѳ: ищите царствія небеснаго,
и еія вея приложатся вамъ (Матѳ, ѵі, 83). Не говори: какъ я могу
видѣть Бога? Развѣ будетъ Онъ разговаривать со мною и открыто
бесѣдовать, чтобы я могъ подойти и спросить Его? Это — слова
невѣрующей души. Богъ скоро и безъ разговора можетъ устроить
все, чтб захочетъ, какъ было и при этомъ случаѣ. Слуга не слы¬
шалъ голоса и не видѣлъ никакого видѣнія, но стоя у источника
молился, и тотчасъ получилъ просимое. Бысть, прежде неже екон¬
чати ему глаголющу, говорится, Ревекка иехождаше, яже родииея
Ваоуилу, сыну Мелхи, держащи водоносъ на рамѣхъ. Дѣвица же
бяше доброзрачна зѣло: дѣва бѣ, мужъ не позна ея (Быт. ххіѵ, 15,16).
Для чего говоришь ты мнѣ о тѣлесной красотѣ? Для того, чтобы
ты узналъ ея превосходное цѣломудріе, чтобы убѣдился въ ду¬
шевной красотѣ ея. Дивно цѣломудріе; но оно гораздо удивитель¬
нѣе, когда соединяется съ наружною красотою. Поэтому, намѣре¬
ваясь повѣствовать намъ и объ Іосифѣ и его цѣломудріи, Пи¬
саніе прежде упомянуло о тѣлесномъ его благообразіи, сказавъ:
и бяше (Іосифъ) добръ образомъ и красенъ взоромъ зѣло (Быт. хххіх, 6),
а потомъ разсказало и о цѣломудріи его, показывая этимъ, что
красота не вовлекла его въ развратъ. Подлинно, не красота—при¬
чина блудодѣянія, и не безобразіе—причина цѣломудрія. Многія
изъ женщинъ, блиставшія тѣлесною красотою, еще больше бли¬
стали цѣломудріемъ; а другія, некрасивыя и безобразныя, были
еще безобразнѣе душею, осквернивъ себя безчисленными блудо¬
дѣяніями. Не природа тѣла, а произволеніе души бываетъ при¬
чиною того и другого.