Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
234 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ДАТ070ТАГ0. Если я, говоритъ, ничтоженъ и недостоинъ, то представляю госпо¬
дина моего; не себѣ, а ему пришелъ я послуяшть; итакъ, при¬
зрѣвъ на его добродѣтель, помоги мнѣ во всемъ предстоящемъ. 6. Далѣе, чтобы ты не’подумалъ, будто онъ требуетъ этого,
какъ долга, выслушай слѣдующее: и сотвори милость съ господи¬
номъ моимъ Авраамомъ (Быт. іігѵ, 12). Хотя мы, говоритъ, сдѣ¬
лали множество добрыхъ дѣлъ, но желаемъ спастись благодатію
п получить это отъ человѣколюбія Твоего, а не по долгу какому-
нибудь и обязанности. Чего же хочешь ты? Се азъ стахъ, гово¬
ритъ, у кладязя воднаго: дщери же хсивущихъ во градѣ исходятъ по-
черпати воды. И будетъ дѣвица, ей же азъ реку: преклони мнѣ
водоносъ твой, да пію, и ренетъ: пій ты и велблюды твоя напою,
дондеже всѣ напіются: сію уготовалъ вси рабу твоему Исааку: и по
сему увѣмъ, яко сотворилъ еси милость господину моему Аврааму
(Быт. ххіѵ, 13, 14). Посмотри на мудрость слуги, какой онъ поста¬
вляетъ признакъ. Онъ не сказалъ: которую я увижу ѣдущую на
мулахъ, везомую на колесницѣ, сопровождаемую толпою евнуховъ
и множествомъ прислуги, благообразную и блистающую тѣлесною
красотою, эту и назначилъ Ты отроку твоему; но что? Ей же азъ
реку: преклони мнѣ водоносъ твой, да пію. Что дѣлаешь ты, чело¬
вѣкъ? Для господина своего ищешь ты жену столь уничиженную',
занимающуюся водоношеніемъ, имѣющую возможность разговари¬
вать съ тобою? Да, говоритъ; онъ не послалъ вѣдь меня искать
обилія богатства, ни знатности происхожденія, но благородства
души. Часто многія изъ такихъ, которыя носятъ воду, вполнѣ
обладаютъ добродѣтелью, а другія, живущія въ великолѣпныхъ
домахъ, бываютъ хуже и негоднѣе всѣхъ. Далѣе, откуда узнаешь
ты, что она—женщина добродѣтельная? По этому признаку, гово¬
рить, который я высказалъ. А что это за признакъ добродѣтели?
Величайшій и несомнѣнный. Это—признакъ гостепріимства вели¬
кій и самый очевидный. Смыслъ словъ его, хотя выраженный не
тѣми же словами, слѣдующій: я ищу такой дѣвицы, которая такъ
гостепріимна, что не отказываетъ ни въ какой услугѣ, какую мо¬
жетъ оказать. И не безъ причины онъ искалъ этого. Онъ былъ
изъ такого дома, который особенно отличался дѣлами гостепріим¬
ства, и потому старался прежде, всего найти такую дѣвицу, кото¬
рая нравомъ сходствовала бы съ его господами. Мы намѣрены,
286 говоритъ, вести ее въ домъ, открытый для странниковъ; поэтому,
чтобы не происходило вражды и ссоры,—если мужъ ея станетъ
дѣлиться съ другими своимъ имуществомъ, подражая отцу, и
принимать странниковъ, а она, по своей излишней бережливости,
станетъ останавливать и удерживать его, какъ часто бываетъ во
многихъ домахъ,—я хочу знать, гостепріимна ли она, потому что