Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПОХВАЛА НАКОВКУ, И О ТОМЪ, КАКИХЪ ДОЛЖНО БРАТЬ ЖВНЪ. 233 нынъ служителемъ такого дѣла. Затѣмъ онъ ищетъ женщины
не богатой, не красивой, но съ благородными нравами, и потому
послалъ слугу въ столь дальній путь. Посмотри и на благоразу¬
міе слуги. Онъ не сказалъ: что это значитъ? Столько народовъ
около насъ, столько дочерей у людей богатыхъ, знатныхъ и слав¬
ныхъ, а ты посылаешь меня въ столь далекую землю, къ людямъ
неизвѣстнымъ? Къ кому тамъ я обращусь? Кто меня узнаетъ?
Чтб, если они устроятъ мнѣ козни, или обманутъ меня? Вѣдь
нѣть никого беззащитнѣе чужеземца. Ничего такого онъ не ска¬
залъ, но, презрѣвъ все это, обратилъ вниманіе особенно на то,
на чтб нужно было обратить вниманіе, показавъ своимъ непро¬
тиворѣчіемъ послушаніе, а вопросомъ только о томъ, о чемъ
больше всего нужно было развѣдать, обнаружилъ свое благора¬
зуміе н попечительность. Что же это такое? О чемъ онъ спросилъ
своего господина? Еда убо не восхощетъ, сказалъ онъ, чти жена
въ слѣдъ ео мною, возвращу ли сына твоего въ землю, отъ нея же
изшелъ еси? Авраамъ отвѣчалъ: да не воэвратиши сына моего она-
мо. Господь Богъ небесе и земли, иже поя мя изъ дому отца моего,
и отъ земли въ ней же родихся, иже глагола мнѣ, и нляся мнѣ,
глаголя: тебѣ дамъ землю сію и сѣмени твоему, той послетъ Ангела
своего предъ тобою, и сдѣлаетъ благоуспѣшнымъ путь твой (Быт. ххгѵ, 5—7). Видишь ли вѣру мужа? Не пригласилъ онъ друзей, или
родственниковъ, и никого другого, но въ Богѣ указалъ ему по¬
средника и спутника. Далѣе, желая ободрить слугу, онъ не просто
сказалъ: Господь Богъ неба и земли, но присовокупилъ: иже поя
мя ивъ дому отца моего. Вспомни, говоритъ, какъ мы совершали *.
такое путешествіе, какъ, оставивъ свою землю, нашли на чужой 234
большее благополучіе, какъ невозможное сдѣлалось возможнымъ. И не только это хотѣлъ онъ выразить словами: иже поя мя отъ
дому отца моего, но и то, что онъ имѣетъ Бога должникомъ
своимъ. Онъ—должникъ нашъ, говоритъ; Онъ самъ сказалъ/ тебѣ
дамъ землю сію и сѣмени твоему; поэтому, хотя мы и недостойны,
Онъ самъ, по собственному обѣщанію, чтобы привести его въ
исполненіе, будетъ присущъ, сдѣлаетъ благоуспѣшнымъ все пред¬
стоящее и приведетъ къ концу то, о чемъ мы молимся. Сказавъ
это, онъ отпустилъ слугу. Потомъ и этотъ, прибывъ въ тамош¬
нюю страну, не пошелъ ни къ кому изъ жителей того города, ни
съ кѣмъ изъ людей не сталъ разговаривать, не созвалъ женщинъ;
но посмотри, какъ и онъ, оставаясь вѣрнымъ, держался того по¬
средника, котораго получилъ, бесѣдовалъ съ Нимъ однимъ, и,
ставъ, молился такъ: И реле: Господи Боже господина моего Авра-
сипа, благоустрой предо мною днесь. Не сказалъ: Господи Боже мой,
но что? Господи Боже господина моего Авраама (Быт. ххгѵ*, 12).