Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
228

ТВОРВНІЯ СВ. 10ΛΚΚΑ 8ЛАТОУСТАГО.

отъ плоти Его и отъ костей Его. Впрочемъ то, что Ева произошла
изъ ребра Адамова, мы всѣ знаемъ и ясно сказано въ Писаніи,
что Вогъ навелъ на Адама изступленіе, и взялъ одно изъ рѳберъ
его и создалъ жену; а то, что церковь произошла отъ ребра Христова, чѣмъ можно доказать? Писаніѳ объясняетъ и это. Когда
Христосъ былъ вознесѳнъ на крестъ, пригвожденъ и умѳръ, тогда
притедгие одинъ отъ воинъ ребро ему прободе, и шыде кровь и вода

(Іоан. хіх, 34), и изъ этой крови и воды составилась вся цѳрковь.
Самъ Онъ свидѣтельствуетъ объ этомъ, когда говоритъ: аще кто
не возродится водою и духомъ, пе можетъ внити въ царстеіе небе-

сное (Іоан. ш, 5). Кровь онъ называетъ духомъ. Мы рождаѳмся
водою крещенія, а шітаемся кровію. Видшпь ли, какъ ны—отъ
плоти Его и отъ костей Его, рождаясь и питаясь кровію Его и
водою? И какъ во время сна Адамова создана была жена, такъ п
во время смерти Христовой образовалась церковь изъ рѳбра Его.
Но не потому только нужно любить жену, что она—члѳнъ напгь
іі отъ насъ получила начало своего сущѳствованія, но и потому,
что объ этомъ самомъ Богъ поставилъ законъ, сказавъ такъ: сего
ради оставитъ человѣкъ отца своего и матерь, и прилѣпится къ
женѣ своей, и будета два въ плоть едину (Быт. п, 24). Поэтому и

Павелъ изрекъ намъ такой же законъ, чтобы всѣми мѣрани побудить насъ къ этой любви. И посмотри на мудрость апостольскую; не божественными только законами, и не человѣчѳскими
только онъ внушаетъ намъ любовь къ женамъ, но и тѣ и другіе
приводитъ, перемѣшивая одни съ другими, чтобы высокій и любомудрый отъ высшихъ, а слабый отъ низшихъ и ѳстественныхъ
законовъ располагался къ любви. Поэтому, начиная съ благодѣяній Христовыхъ, онъ предлагаетъ увѣщаніѳ такъ: любите своя
жены, якоже и Христосъ возлюби Церковь; потомъ со стороны человѣческой: тако должни суть мужіе любити своя жены, яко своя

тѣлеса; далѣе опять со стороны Христа: зане уди есмы тѣла Его,
отъ плоти Его и отъ костей Его; затѣмъ опять со стороны человѣческой: сего раЬи оставитъ человѣкъ отца своего и матерь, и при-

230 лѣпится къ женѣ своей; и прочитавъ этотъ законъ, говоритъ: тайпа
гія ве, іика есть (Ефес. ѵ, 25—32). Почему, скаяси мнѣ, она велика?

ІІотому, что дѣвица, находившаяся все время внутри дома, никогда не видавшая жениха, съ перваго дня такъ привязываѳтся
іі пачпнаетъ любить его, какъ собственное тѣло; равно и мужъ
ту, которой онъ никогда не видалъ, съ которого никогда нѳ разговаривалъ, съ перваго дня предпочитаетъ всѣмъ—друаьямъ, и
родственникамъ, и самимъ родителямъ. Такжѳ и родители, когда
отяимаютъ у нихъ деньги по другому случаю, нѳгодуютъ, сѣтуютъ
іі влекутъ отдявшихъ въ судилшде; а человѣку, часто такому,