Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПОХВАЛА MAKCHM7, Κ 0 ТОМЪ, КАКИХЪ ДОЛЖНО ВРІТЬ жвнъ.

227

и получающею нѳчистоту, Онъ не отвѳргаетъ и нѳ отстраняѳгь ея
оть Сѳбя, но постоянно врачуетъ и исправляѳтъ. Сколько людѳй,
скажи мнѣ, посдѣ принятія вѣры согрѣшали? Однако Онъ нѳ
отвратидся отъ нихъ. Напримѣръ, у коринѳянъ блудншсъ былъ
чденомъ церкви, но Богъ не отсѣкъ ѳго, а исправилъ. Церковь
галатская вся отступила и впала въ іудѳйство; и однако Онъ не
отвергъ ѳя, но исцѣливъ еѳ чрѳзъ Павла, возвелъ въ прѳжнее
состояніе. Какъ въ тѣлахъ нашихъ, когда случится болѣзнь, мы
нѳ отсѣкаѳмъ члѳна, яо истрѳбляѳмъ болѣзнь,—такъ будемъ посіупать и съ ясеною. Бсди будетъ въ ней какой-нибудь порокъ, то
нѳ жену отвѳргай, но истребляй этотъ порокъ. Жѳну можно исправить, а повреясдѳнный членъ часто нѳвозножно излѣчить; и однако
мы, зная, что повреясденіѳ ѳго нѳисцѣльно, нѳ сісотря на то нѳ
отсѣкаемъ его; часто многіе, имѣя кривую голѳнь, хромую ногу,
сухую и омертвѣвшую руку, или ослѣпшій глазъ, ни глаза нѳ вырываютъ, ни ноги нѳ отсѣкаютъ, ни руки не отрѣзываютъ, но видя,
что длятѣда нѣтъ отъ нихъ никакой пользы, а напротивъ причиняется вѳликое безобразіе для прочихъ члѳновъ, продолясаютъ
имѣть ихъпо связи съ прочими члѳнами. Поэтому яе безразсудно
лн,—тамъ, гдѣ исправлѳніѳ невозмояшо и пользы нѣтъ никакой,
оказывать такую попѳчительность, а гдѣ добрыя надежды и удобноѳ исправлѳніе, тамъ не употрѳблять врачѳванія? Поврѳжденное
отъ природы возстановить яѳвозмояшо, а волю развращенную
исправить возможно.
3. Бсли жѳ скажешь, что и жена твоя больна нѳисцѣльно,
и не снотря на великуго попѳчительность твою не оставляетъ
своего нрава, и тогда не додяшо отвѳргать ѳе, потому что и члѳнъ
больной неисцѣльно нѳ отсѣкаѳтся. Α она—членъ твой: будета,
сказалъ Господь, два въ плоть едину (Быт. п, 24). Притомъ отъ
попечѳнія ο члѳнѣ намъ не будетъ никакой пользы, если онъ останется больнымъ яѳисцѣльно; а за жену, ѳсли она остается неисцѣльно больною, предстоитъ намъ великая награда за то, что мы
учимъ, руководинъ ее. Хотя бы она не получила никакой пользы
отъ нашѳго наставленія, мы получимъ отъ Бога великую награду
за терпѣвіе, за то, что по страху предъ Нимъ мы оказывалп
такоѳ тѳрпѣніе, кротко перѳносили злобу ея и дѳржали ѳе, какъ
чденъ свой. Жѳна—нѳобходимый членъ нашъ, и потому особѳнно
должно любить ее. Этому самому научая, и Павелъ говорилъ:
9

тако должни еуть мужіе любгти своя жены, яко своя гмьлеса. Никто
же δο когда евого плоть вознена&идѣ, по пгтаетъ и грѣетъ ю якоже
и Христосъ Церковь: зане уди есмы тѣла Его, отъ плоти Его и отъ
9

костей Его (Ефес. ѵ, 28—80). Какъ Ева, говоритъ онъ, произошла
изъ ребра Адамова, такъ и мы изъ рѳбра Хриотова. Это значитъ—
•адднтк оив. дгх. АКАДІМІЙ.

15·