Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
226

ТВОРВНШ СВ. ΙΟΛΚΚ1 8ЛАТ070ТАГО.

и держать въ своемъ домѣ, то охрани сѳоя такъ, чтобы быть
готовымъ переносить всю злобу жѳны. Бсли же это тяжело и
трудно, то сдѣлай все и прими всѣ мѣры, чтобы взять жену добруго, благонравную и послупшую, зная, что должно быть одно изъ
двухъ, или, взявъ дурную жену, перѳносить ея злобу, или, не
желая этого и отвергнувъ ее, быть виновнымъ въ прѳлюбодѣяніи.
Отпущаяй жену свою, говоритъ Господь, развѣ слоеесе любодѣйнаго,
творитъ ю прелюбодѣйствовати, и гсже пущепицу пойметъ, прелюбо-

дѣйствуетъ (Матѳ. ѵ, 32). Обсудивъ это хорошо прежде брака и
узнавъ эти законы, будемъ всячѳски стараться, чтобы вначалѣ
брать жѳну съ добрымъ настроѳніемъ и соотвѣтствующую напшмъ
нравамъ; взявъ такую, мы получимъ нѳ только ту пользу, что никогда не отвергнемъ ея, но и будемъ любить ѳѳ съ великою силою—такъ, какъ повелѣлъ Павѳлъ. Онъ, сказавъ: мужіе, любите
своя жены, не остановился только на этомъ, но показалъ намъ и
мѣру любви: якоже и Христосъ возлюби церковь (Бфес. ѵ, 25). Α

какъ, скажи мнѣ, Христосъ возлгобилъ церковь? Такъ, что предалъ Себя за нее. Поэтоісу, хотя бы надлежало умерѳть за жену,
не отказывайся. Если Господь такъ возлюбилъ рабу, что предалъ
за нее Себя самого, то тѣмъ болѣе тебѣ должно такъ любить
подобную тебѣ рабу. Но посмотримъ, яѳ красота ли этой невѣсты
и добродѣтель ея души привлекли Жениха? Нельзя сказать это.
Напротивъ, она была безобразна и нечиста, ο чемъ можешь
узнать изъ дальнѣйшаго. Сказавъ: Себе предаде за ню, апостолъ
присовокупилъ: да освятитъ ю, очистивъ бапею водпою (Ефес, ѵ, 26).

Словами: очистивъ ю, онъ выразилъ, что прежде она была нѳчиста
и осквернена, и притомъ не незначительною, но крайнѳю нечисто228 того, потому что она осквернялась смрадомъ и дымомъ, гноенъ и
кровію, и множествомъ другихъ подобныхъ нѳчистотъ. Однако
Онъ не отвратился отъ ея безобразія, но измѣнилъ непріятный
видъ ея, пересоздалъ, исправилъ, простилъ ея грѣхи. Ему подражай и ты. Хотя бы множество грѣховъ сдѣлала противъ тебя
супруга твоя, все отпусти и прости; хотя бы ты взялъ ее неблагонравною, исправь ее добротою и кротостію, какъ и Христосъ—Церковь. Онъне только смылъ ея нечистоту, но изіуіадилъ и старость,
истребивъ ветхаго человѣка, состоящаго изъ грѣховъ. Выражая
также и это, Павелъ говоритъ: да предстаеитъ ю Себѣ елавну церковь,

негшущуекверки или порока (Ефес. ѵ, 27). Онъ сдѣлалъ ѳѳ нѳ только
прекрасною, но и молодою, не по свойетвамъ тѣла, но по расположенію воли. И нѳ только то удивительно, что Онъ, взявъ некрасивую,
безобразную, гну сную и старую, не отвратился отъ ея безобразія,а ѳщѳ
предалъ Сѳбя за нее на смерть и даровадъ ей нѳвыравиную красоту, но и то, что и впослѣдствіи, видя ѳѳ часто осквѳрняющеюся