Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПОХВАЛА МАКОВКУ, В О ТОМЪ, КАКИХЪ ДОЛЖНО ВРАТЬ ЖІНЪ. 227 и получающею нечистоту, Онъ не отвергаетъ и не отстраняетъ ея
отъ Себя, но постоянно врачуетъ н исправляетъ. Сколько людей,
скажи мнѣ, послѣ принятія вѣры согрѣшали? Однако Онъ не
отвратятся отъ нихъ. Напримѣръ, у коринѳянъ блудникъ былъ
членомъ церкви, но Богъ не отсѣкъ его, а исправилъ. Церковь
галатская вся отступила и впала въ іудейство; и однако Онъ не
отвергъ ея, но, исцѣливъ ее чрезъ Павла, возвелъ въ прежнее
состояніе. Какъ въ тѣлахъ нашихъ, когда случится болѣзнь, мы
не отсѣкаемъ члена, но истребляемъ болѣзнь,—такъ будемъ посту¬
пать и съ женою. Если будетъ въ ней какой-нибудь порокъ, то
не жену отвергай, но истребляй этотъ порокъ. Жену можно испра¬
вить, а поврежденный членъ часто невозможно излѣчить; и однако
мы, зная, что поврежденіе его неисцѣльно, не смотря на то не
отсѣкаемъ его; часто многіе, имѣя кривую голень, хромую ногу,
сухую и омертвѣвшую руку, или ослѣпшій глазъ, ни глаза не вы¬
рываютъ, ни ноги не отсѣкаютъ, ни руки не отрѣзываютъ, но видя,
что для тѣла нѣтъ отъ нихъ никакой пользы, а напротивъ причи¬
няется великое безобразіе для прочихъ членовъ, продолжаютъ
имѣть ихъ по связи съ прочими членами. Поэтому небезразсудно
ли,—тамъ, гдѣ исправленіе невозможно и пользы нѣтъ никакой,
оказывать такую попечительность, а гдѣ добрыя надежды и удоб¬
ное исправленіе, тамъ не употреблять врачеванія? Поврежденное
отъ природы возстановить невозможно, а волю развращенную
исправить возможно. . 3. Если же скажешь, что и жена твоя больна неисцѣльно,
и не смотря на великую попечительность твою не оставляетъ
своего нрава, и тогда не должно отвергать ее, потому что и членъ
больной неисцѣльно не отсѣкается. А она—членъ твой: будета,
сказалъ Господь, два въ плоть едину (Быт. п, 24). Притомъ отъ
попеченія о членѣ намъ не будетъ никакой пользы, если онъ оста¬
нется больнымъ неисцѣльно; а за жену, если она остается неис¬
цѣльно больною, предстоитъ намъ великая награда за то, что мы
учимъ, руководимъ ее. Хотя бы она не получила никакой пользы
отъ нашего наставленія, мы получимъ отъ Бога великую награду
за терпѣніе, за то, что по страху предъ Нимъ мы оказывали 220
такое терпѣніе, кротко переносили злобу ея и держали ее, какъ
членъ свой. Жена—необходимый членъ нашъ, и потому особенно
должно любить ее. Этому самому научая, и Павелъ говорилъ:
тако должна суть мужіе любгти своя жены, яко своя тѣлеса: Никто
же бо когда свою плоть вовненавидѣ, но питаетъ и грѣетъ ю, якоже
и Христосъ Церковь: ване уди есмы тѣла Его, отъ плоти Его и отъ
костей Его (Ефес. ѵ, 26—80). Какъ Ева, говоритъ онъ, произошла
изъ ребра Адамова, такъ и мы изъ ребра Христова. Это значить— «ДАНІИ США. ДУХ. АКАДЕМІЙ. ІА*