Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
18

ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАИНЛ ЗЛАТОУСТАГО.

расторгая камни, потрясая землю, раздирая завѣсу, устрашая
жену Пилата, обличая Іуду, иотому что тогда послѣднШ сказалъ:
согрѣшихъ, предаоъ кровь неповинную (Матѳ. ххѵи, 4); и жена Пилата
объявила: ничтоже тебѣ и праведнику тому, много бо пострадахъ

во снѣ его ради (ст. 19). Тогда тьма объяла вселенную и явилась
ночь средіг дия; тогда смерть истощилась, и сила ея ослабѣла:
38 многа тіьлеса усопгиихъ святыхъ восташа (Матѳ. ххѵи, 52). Все это

предсказывая издревле и выражая, что Христосъ и распинаемый
будетъ грозенъ, патріархъ говорігтъ: возлегъ, усиулъ еси яко левъ.
Не сказалъ: уснешь, но: уснулъ, въ удостовѣреніе того, что это
непремѣнно будетъ. Нророки обыкновенно во многихъ мѣстахъ говорятъ ο будущемъ, какъ ο прошедшемъ, иотому что какъ невозмояшо, чтобы прошедшее не было, такъ невозможно, чтобы и
иредсказанное ими, хотя оно и будущее, не исиолнилось. Поэтому
оші предсказываютъ ο будущемъ въ видѣ ирошедшаго временіт,
чтобы тЬмъ иоказать нензбѣжное и непремѣнное исполненіе предс-казаніН. Такъ u Давидъ, иредсказывая ο крестѣ, говорилъ: ископагаа руцѣ мои и нозѣ мои. Не сказалъ: ископаютъ, но: иекопаша.

Псчетогиа вся кости моя. I I не толыю объ этомъ говорилъ, но и о
томъ, что сдѣлалн ъо\тн\ раздѣлиша рши моясебгъи ο одежди моей

мешашажребій(ІІсалм.ххі, 17—19). IIне только объ этомъ, но и οтомъ
что дали Христу вкусить желчь и напоили Его уксусомъ: и даша
говоритъ. въ еигьдь мою желчь и въ жажду мою напоиша мя оцта

(ІІс. ьхѵш). Также и другоіі нророкъ, предсказывая ο томъ, что
Христа иронзіілп копьемъ, говоритъ: ивоззрятъ нань, Егоже прободоша («Зах.хп, 10). Исаіяжё, нророчествуя ο крестѣ въ другомъ отношенііі, сказалъ: яко овча на заколеніе ведеся, и яко агнецъ предъ стригущимъегобезгласенъ, тано не отоерзаетъ устъ своихъ. Во смиренги Его
судъ Ею взятся (Ис. ыи, 7, 8).

2. Намѣть ж е , какъ каждый изъ нихъ говоритъ ο будущемъ,
какъ бы ο прошедшемъ, выраясая этимъ временемъ непремѣнное
ц непзмѣниое исііоліісніе иредсказаннаго. Такъи Давидъ, описывая то ж е судилшце, говоритъ: вскую шаташася языцы, й людіе поучишася тщетнымъ: предстаиш царіе земстги и собрагиася екупѣ

па Господа и пиХриста Его(Цс. 11,1,2). И не только говоритъ онъ ο
судилищѣ, ο крестѣ, и ο томъ, что было на крестѣ, но и ο предателѣ, которыіі вмѣстѣ со Христомъ жилъ и раздѣлялъ съ Нимъ
трапезу. Ядыи, говоритъ, хлѣбы моя возвеличи на мя запинаніе

( X L , 10). I I ο словахъ, которіляОнъ имѣлъ произнести накрестѣ,
нророчествуетъ такі>: Боже, Боже мои, вскую остаоилъ Мя еси

(Пс. XXI, 1). Также ио гробѣ: полозюиша Мя въ ровѣпреисподнемъ, еъ
темныхь и сѣни смертнѣй (Пс. ихххѵи 7). И ο воскресеніи: яконе
ormaeuwu душу мою оо адѣ ниже даси преподобному теоему еыдѣши
у