Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
224

ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО.

чѳнія, радуетесь мудрѣйшимъ изъ учителей и къ мѳнѣѳ совѳршѳннымъ оказываетѳ не малое усердіе и ревность. Люди сластолюбивыѳ и изнѣженные бываютъ нѳ довольны и дорогою трапѳзою; а благонамѣренные и трезвые, алкая и жаждая правды, съ
великою охотою прибѣгаютъ и къ бѣдной. Α что эти слова—яѳ
лесть, это весьма ясно вы доказали при првжней нашей бесѣдѣ
съ вами. Въ самонъ дѣлѣ, когда мы много говорили вамъ ο бракахъ, доказывая, что отвергать женъ или брать отвѳргнутыхъ,
при жизни прежнихъ мужей ихъ, значитъ нѳсомнѣнно предюбодѣйствовать, и читали законъ Христовъ, который говоритъ: иже
пущепицу пойметъ, прелюбодѣйствуетъ, и отпущаяй жепу свою,
развѣ словеее любодѣйнаго, творитъ ю прелюбодѣйствовати (Матѳ. ѵ,

32),—тогда я видѣлъ, какъ многіе, поникнувъ головою, ударяли
себя по лицу и нѳ могли подняться,—тогда и я , воззрѣвъ на
нѳбо, сказалъ: благословѳнъ Богь, что мы проповѣдуѳмъ не
мертвымъ ушамъ, но слова напга достигаютъ души слушатѳлей
съ вѳликою силою. Гораздо лучшѳ — вовсе не ірѣпшть; но
нѳмаловажно для спасенія и то, чтобы согрѣпшвшій сокрушался, осуясдалъ душу свою и съ великимъ тщаніѳмъ наказывалъ совѣсть свою; такоѳ осужденіѳ ѳсть часть оправданія и конѳчно ведетъ къ тому, чтобы большѳ нѳ грѣпшть.
Поэтоиу и Павѳлъ, произведши пѳчаль въ грѣшникахъ, радовался, нѳ тому, что опѳчалилъ ихъ, но что посрѳдствомъ печали исправилъ ихъ. Радуюся, говорилъ онъ, пе яко скорбпи
бысте, но яко оекорбгсстеея еъ покаяніе. Печаль бо, яжв по Бозѣ,
покаяніе нераскаянно во спасеніе содѣлываетъ (2 Кор. ѵп, 9, 10).

Поэтому, ο своихъ ли, или ο чужихъ грѣхахъ вы скорбѣли тогда,
вы достойны бѳзчислѳнныхъ похвалъ. Кто скорбитъ ο чужихъ,
тотъ показываетъ апостольскоѳ состраданіѳ и подражаетъ тому
святому, который говоритъ: кто изнемогаетъ, и не изнемогаю? Кто
соблазняется, и азъ не разжшаюся (2 Кор. хі, 29)? Α кто терзается

за свои грѣхи, тотъ избавляется отъ наказанія за дѣла, уже совершенныя, и въ будущемъ становится бѳзопаснѣѳ посрѳдствомъ этой
скорби. Вотъ почѳиу и я , видя поникшихъ головою, воздыхающихъ и ударяющихъ себя по лицу, радовался, прѳдставляя пдоды
этой печали. Поэтому и теперь я буду бесѣдовать съ вашг ο томъ
же прѳдметѣ, чтобы желающіе вступить въ бракъ, приступали къ
этому дѣлу съ великою осмотритэльностію. Если мы, намѣрѳваясь
купить домы или рабовъ, изслѣдуемъ u раавѣдываемъ и ο продавцахъ, и ο прежнихъ владѣльцдхъ, также и касательно самыхъ
продаваеинхъ — объ устройствѣ одвзіхъ, ο тѣлесномъ состояніи и
душевномъ настроѳніи другихъ; то гораздо болыпѳ намѣревающимся выбрать жепъ доляшо имѣть такую ясе π еще больпгую