Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПОХВАЛА МАКСИМУ, И О ТОМЪ, КАКИХЪ ДОЛЖНО БРАТЬ ЖЕНЪ. 225 осмотрительность. Вѣдь худой домъ можно опять продать, и раба,
оказавшагося негоднымъ, можно опять отдать продавшему, а взяв¬
шему жену нельзя опять отдать ее давшимъ, но совершенно нѳобхо*
димо имѣть ее при себѣ. до конца, или,. отвергнувъ ее за пороки,
сдѣлаться виновнымъ въ прелюбодѣяніи по законамъ Божіимъ.
Итакъ, когда ты намѣреваешься взять жену, то прочитай не внѣшніе
только законы, но еще прежде нихъ законы, находящіеся у насъ,
потому что по этимъ, а не по тѣмъ, будетъ судить тебя Богъ въ
тотъ день; первые (законы), бывъ пренебрегаемы, часто причиняли
денежный убытокъ; а послѣдніе, бывъ оставлены въ пренебреженіи,
навлекаютъ на душу неизбѣжныя наказанія и неугасимый огонь. 2. А ты, когда намѣреваешься взять жену, бѣжишь съ вели¬
кою заботливостью къ мірскимъ законникамъ и, не отступая отъ
нихъ, со всею тщательностію развѣдываешь, что будетъ, если
жена умретъ бездѣтною, чтб — если имѣя дитя, чтб—если имѣя
двухъ или трехъ, какъ она будетъ пользоваться своимъ имѣ¬
ніемъ при жизни отца, какъ послѣ его смерти, сколько на- 227
слѣдства перейдетъ къ ея братьямъ, и сколько къ супругу,
когда онъ будетъ обладателемъ всего, такъ чтобы не позволить
никому присвоить ни малѣйшей части ея имущества, и въ какомъ
случаѣ онъ можетъ лишиться всего, — и о многомъ другомъ по¬
добномъ ты развѣдываешь отъ нихъ и распрашиваешь, обсуждая
и обозрѣвая все, чтобы никакимъ образомъ не перешло что-ни¬
будь изъ имущества жены къ кому-нибудь изъ ея родственниковъ.
Между тѣмъ, какъ я выше сказалъ, хотя бы и случилось что-
нибудь неожиданное, убытокъ можетъ быть только денежный;
однако ты не позволяешь себѣ ничего такого оставить безъ вни¬
манія. Не безрасудно ли,—тогда, какъ намъ угрожаетъ потеря
имущества, показывать такое усердіе, а тогда, какъ предстоитъ
опасность нашей душѣ и отчетъ тамъ, не обращать никакого вни¬
манія, между тѣмъ какъ слѣдовало бы прежде всего остального
объ этомъ пещись, заботиться и развѣдывать. Поэтому увѣщеваю и совѣтую тѣмъ, которые намѣреваются
взять женъ, обратиться къ блаженному Павлу, прочитать написан¬
ные имъ законы о бракахъ и, узнавъ напередъ, что повелѣваетъ
онъ дѣлать, когда случится жена злобная, коварная, преданная
пьянству, злословная, безумная, или имѣющая какой-нибудь дру¬
гой подобный недостатокъ, потомъ и разсуждать о бракѣ. Если
ты увидишь, что онъ предоставляетъ тебѣ власть отвергать одну
жену, когда найдешь въ ней одинъ изъ этихъ недостатковъ, и
брать другую, то благодушествуй, избавившись отъ всякой опас¬
ности; а если онъ не позволяетъ этого, но повелѣваетъ жену,
имѣющую всѣ прочіе недостатки, кромѣ прелюбодѣянія, любить ПОПНІМ СВ. ІОАННА ШАТОУСТАГО. 15