Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
222

ТВОРВШЯ ОВ. ІОАННА 8ІАГОУ0ТЛГ0.

думывали другіѳ нѳчистыѳ способы жизни, то онъ и прибавилъ:
точію ο Іосподѣ,—чтобы второй бракъ нѳ имѣдъ ничѳго подобнаго. Такимъ образомъ вдова можетъ избавиться отъ обвинѳній.
Всѳго лучшѳ —ожидать умершаго мужа и соблюдать условія съ
нимъ, избрать воздержаніе и находиться при оставшихся дѣтяхъ,
чтобы пріобрѣсти болыпое благоволѳніе отъ Бога. Если жѳ кто
захочетъ вступить во второй бракъ, то нужно дѣлать это съ цѣломудріемъ,— съ чесгаостію, согласно съ законами,— потому что и
зто дозволяется, а запрѳщаѳтся только блудъ и прелюбодѣяніе.
Его будѳнъ избѣгать, и инѣющіѳ женъ и не имѣющіѳ; нѳ станѳмъ
срашпъ свою жизнь, проводить смѣшной образъ жизни, осквернять тѣло, носить въ душѣ нечистую совѣсть. Какъ ножѳшь ты
войти въ цѳрковь послѣ бѳсѣды съ блудницами? Какъ будешь
простирать къ нѳбу руки, которыми ты обниналъ блудницу?
Какъ двигать языкъ и призывать Бога тѣми устами, которыми
ты цѣловалъ блудницу? Какини глазами будешь смотрѣть на
честнѣйпшхъ изъ друзѳй? Но что я говорю ο друзьяхъ? Хотя бы
и никто не зналъ объ этомъ, ты самъ принужденъ будешь стыдиться себя самого и краснѣть предъ всѣми, а болыпе всѳго
отвращаться отъ собствевяаго тѣла. Если это не такъ, то почѳму
ты послѣ такого грѣха бѣжишь въ умывальницу? Нѳ потому ли,
что ты считаѳшь самъ себя нѳ чищѳ всякой грязи? Какого другого
жѳлаѳшь ты болыпаго доказатѳльства нечистоты дѣла, или какого
ожидаѳшь опредѣленія отъ Бога, когда ты самъ, согрѣшившій,
имѣешь такоѳ понятіе объ этомъ дѣлѣ?
То, что саии себя признаютъ нѳчистыми, я вѳсьма хвалю и
и одобряю, 9 то, что принимаются не за надлѳжащій способъ очищешя, осуждаю и укоряю. Если бы это была только нѳчистота
тѣлѳсная, то справедливо ты могъ бы очищать сѳбя умовеніемъ
въ умывальницѣ; но когда ты осквернилъ душу и сдѣлалъ ее
нѳчистою, то шци такого очшцѳнія, котороѳ могло бы смыть ѳя
нѳчистоту. Какое же ѳсть средство омовенія отъ этого грѣха?
Горячіѳ источники слѳзъ, воздыханія, исходящія изъ глубины сердца, постоянное сокрушѳніѳ, усердныя молитвы, милостыни и щедрыя милостыни, осуждѳніе сдѣланнаго, рѣпшиость* большѳ не
дѣлать такихъ дѣлъ; такъ грѣхъ существенно смывается, такъ
очищается нѳчистота дупш; а ѳсли ны не сдѣлаемъ этого, то хотя
бы побывали во всѣхъ источникахъ рѣкъ, мы не будемъ въ состояніи сныть и иалой части этого грѣха. Итакъ, гораздо лучшѳ —
и нѳ испытывать этого отвратительпаго грѣха. Но если кто когда —
нибудь падвтъ, то пусть прилагаетъ тѣ врачѳства, давъ напѳредъ
обѣщаніѳ—болыпѳ не впадать въ то же самое. Α ѳсди мы, согрѣшивъ, будѳмъ осуждатъ уже сдѣланноѳ, и потомъ опять начинать