Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
220

ТВОРВНІЯ СВ. ІОІННЛ 8ЛАТ07СТ1.ГО.

мы можѳмъ сказать, на что сошлемся, рѣшаясь на такія дѣла?
Какой прѳдставимъ благовидный предлогъ? Естественное пожеланіе? Но предъ нами стоитъ данная намъ жена и лищаетъ насъ
этого оправданія. Для того и установлѳяъ бракъ, чтобы ты не блудодѣйствовалъ. Или — лучшѳ—не только жена, но и многіѳ другіѳ,
имѣющіѳ одно и то же съ нами естество, лишаютъ насъ этого оправданія. Когда подобный тебѣ рабъ, одаренныіі такимъ жѳ тѣломъ, имѣющій такое же пожеланіе, побуждаемый такою же потребностію, не смотрить ни на какую другую женщину, но остается
. довольнымъ одною своею жѳного, то какимъ оправданіемъ можѳтъ быть для тебя ссылка на пожеланіе? Но что я говорю объ
имѣющихъ женъ? Прѳдставь себѣ людей, постоянно живущихъ въ
въ дѣвствѣ, совершенно не причастныхъ браку и оказывающихъ
великое цѣломудріе. Если жѳ другіе безъ брака остаются цѣлоісудрѳнными, то какоѳ можешь получить прощеніе ты, блудодѣйствуя въ бракѣ? Пусть выслушаготъ это и мужья и жены, и вдовы
и замужнія: ко всѣмъ, говоритъ Павѳлъ, и относится этотъ законъ:
жена привязана есть закономъ, въ елико время живетъ муоюъ ея: аще
же умретъ муоюъ ея, свободна есть за негоже хогцетъ посягнути,

точію ο Гоеподѣ. И имѣющимъ мужа, и не имѣющимъ, и вдовствующимъ, и встуиающнмъ во второй бракъ, и в сѣмъ вообще полѳзно это изреченіе. Имѣющая мужа не рѣшится, при жизни его, принадлеясать другому, услышавъ, чго она привязана къ нему, пока онъ
жявъ; такясе и лишившаяся мужт» если захочетъ вступить во второй
бракъ, сдѣлаетъ это не просто н какъ случится, но согласно съ
законами, постановленншш Павломъ, который говоритъ: свободпа
есть за неіоже.хоиьетъ постмути, точію ο Гоеподѣ, т. ѳ. съ воз-

дѳржаніемъ, съ честностію. Если же она рѣшится остаться вѣрною условіямъ съ умѳршюгь, то услышитъ ο назначенныхъ ей
вѣнцахъ, и укрѣпится]въ своей рѣпгамости. Блажепнѣйша же есть,
23 говоритъ апостолъ, atufi тако пребудетъ (1 Кор. ѵп 40).

4. Видишь ли, какъ это изречѳніѳ полезно для всѣхъ, снисходя къ немощи первыхъ и послѣднихъ не лишая принадлѳясащихъ имъ похвалъ? Какъ апостолъ поступилъ въ отцошеніи къ
браку и дѣвству, такъ и въ отношѳніи къ пѳрвому и второму
браку. Какъ тамъ онъ нѳ запретилъ брака, чтобы нѳ обремѳнить
немощнѣйшихъ, и не поставилъ его въ непрѳмѣннуго обязанность,
чтобы желагощихъ оставаться въ дѣвствѣ не липгать назначвнныхъ вѣнцовъ, но показалъ, что бракъ—хорошее дѣло, вмѣстѣ
съ тѣмъ и объяснилъ, что дѣвство Jiy4ine; такъ точно и здѣсь ошпъ
онъ предлагаетъ намъ другія степени, объясняя, что вдовство
лучше и выше, а второй бракъ—хуже и ниже, и такимъ образомъ
ободряя сильнѣйшихъ и не желающихъ ушіясаться,- и вмѣстѣ не