Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА слова: жвпл ПРИВЯЗАНА ЕСТЬ 8АК0Н01ГЬ. 221 попуская пасть слабѣйшимъ. Сказавъ: блаженнѣйша же есть, аще
тако пребудетъ, и предупреждая, чтобы ты не подумалъ, будто
это законъ человѣческій, услышавъ слова его: по моему совѣту,
онъ присовокупилъ: мнюся бо и азъ Духа Боокія имѣти (1 Кор.
ѵп, 40). Поэтому ты не можешь сказать, что это—мнѣніе человѣ¬
ческое, но это—опредѣленіе благодати Духа и законъ божествен¬
ный. Итакъ, не будемъ думать, что это — слова Павла, но—Утѣ¬
шителя, который преподаетъ намъ такой законъ. Если же онъ го¬
воритъ: мнюся, то говоритъ не какъ не знающій, но какъ умѣренный
и скромный. Такимъ образомъ о томъ, что она блаженнѣйша есть,
онъ сказалъ; а какъ блаженнѣйша, объ этомъ не прибавилъ, сдѣ¬
лавъ достаточное указаніе въ томъ, что онъ преподаетъ опредѣ¬
леніе Духа. Если же ты хочешь изслѣдовать это и сужденіемъ,
то найдешь здѣсь великое обиліе доказательствъ, и увидишь, что
вдова блаженнѣе не только по отношенію къ будущему вѣку, но
и въ настоящей жизни. Это самое разумѣлъ Павелъ, какъ онъ и вы¬
разилъ, говоря о дѣвахъ. Увѣщевая и совѣтуя избрать дѣвство, онъ
сказалъ такъ: мню, яко добро чѣловѣку тако быти за настоящую
нужду; и далѣе: и аще посягнетъ дѣва, не согрѣшила есть (1 Кор
ѵп, 26, 28), разумѣя здѣсь не такую дѣву, которая отказалась
вступать въ бракъ, но только не испытавшую брака, а не ту,
которая обязалась обѣтомъ постояннаго дѣвства. Скорбь же плоти
имѣти будутъ таковіи, азъ же васъ щажду. Этимъ однимъ прос¬
тымъ словомъ онъ предоставилъ благоразумному слушателю при¬
помнить все, и болѣзни рожденія, и воспитаніе дѣтей, и заботы,
и болѣзни, и безвременныя смерти, и несогласія, и ссоры, и
угожденіе безчисленному множеству мнѣній, и отвѣтъ за чужіе
грѣхи, и принятіе безчисленныхъ скорбей въ одну душу. Отъ
всѣхъ этихъ золъ избавляется избравшая дѣвство, и вмѣстѣ съ
избавленіемъ отъ непріятностей имѣетъ въ надеждѣ великую на¬
граду въ будущей жизни. Зная все это, постараемся доволь¬
ствоваться первымъ бракомъ; если же готовимся вступить во
второй, то—надлежащимъ образомъ и съ должнымъ настроеніемъ,
по законамъ Божіимъ. Поэтому апостолъ и сказалъ: свободна есть
за негоже хощетъ посягнути и присовокупилъ: точію о Годсподѣ,
предоставляя свободу и вмѣстѣ ограждая эту свободу, уступая
власть и вмѣстѣ полагая этой власти предѣлы и законы со всѣхъ
сторонъ, напр.—чтобы жена не принимала въ домъ мужей без¬
путныхъ и развратныхъ, или упражняющихся на зрѣлищахъ, или
склонныхъ къ прелюбодѣянію, но съ честностію, съ цѣломудріемъ,
съ бдаговѣніемъ, чтобы все дѣлалось во славу Божію. Такъ какъ ш
часто многія жены, по смерти первыхъ мужей, сначала пре¬
давались блудодѣянію, а потомъ принимали слѣдующихъ, п при-