Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
218

ТВОРВШЯ ОВ. ЮЛННА 8ЛАТОУСТАГО.

жепѵь мужъ первый отпустивый ю, возвратить и пояти ю еебѣ въ

жену (Втор. ххіѵ, 2 — 4 ) . Потомъ въ знакъ того, что онъ нѳ одобряетъ этого дѣла и не считаѳтъ его бракомъ, но снисходитъ къ
немощи ихъ, послѣ того какъ сказалъ: пе возможетъ мужъ первый пояти ю себѣ въ жепу, онъ присовокупилъ: по осквернепіи ея,

объясняя самымъ образомъ выражѳнія, что второй бракъ, при жизни перваго мужа, ѳсть скорѣѳ осквѳрненіѳ, чѣмъ бракъ. Поэтому
онъ и не сказалъ: по вступлѳніи ея въ бракъ. Видишь, что онъ
говоритъ согласно съ Христомъ? Потомъ приводитъ и причину:
яко гнусно естьпредъ Бог^^г.ТакъговоритъМоисѳй;апророкъМала-

хія гораздо яснѣѳ Моисая выраясаетъ то же самое, или—лучшѳ—
не Малахія, но Богъ чрѳзъ Малахію, и говоритъ такъ: ащели достойно призрѣти на жертву вашу, или пріяти пріятпо изърукъ βαшиэсъ? Потомъ, сказавъ это, говоритъ: чесоради жену юноети твоя

оставилъ еси,—и желая показать, сколь велико это зло, и лшпить
сдѣлавшаго это всякаго оправданія, дальнѣйшими словами усиляваетъ осужденіе, продолясая такъ: и та общница твоя, и жена
завѣта твоего, и останокъ духа твоего, и не иной сотвори, (Малах.

п, 14. 15). Смотри: сколькоонъ исчисляѳтъ правъ: во-первыхъ, со
стороны возраста, жена юности твоея; далѣе, со стороны потребности: и та общпица твоя; потомъ, со стороны образа сотворѳнія:
останокъ духа твоего.

8. Ко всену этому Малахія прибавляетъ то, что важнѣѳ всѳго—
достоинство Создатѳля, чтб означаютъ слова: не иной сотвори. Ты
нѳ можѳшь, говоритъ, сказать, что тѳбя сотворилъ Богь, а ѳѳ нѳ
Богъ, но нѣкто другой шгашій Его, потому что одинъ и тотъ яеѳ
привелъ въ бытіѳ ихъ обоихъ; итакъ, ѳсли нѳ по чѳму другому,
то по уважешю къ этому питай къ ней любовь. Если часто для
рабовъ, ссорящихся другь съ другомъ, служитъ побужденіѳмъ къ
согласію то, что они должны служить одному и тбму же господину, то тѣмъ болыпѳ такъ доляено быть нежду нами, когда ш*
оба имѣемъ одного и того же Создатѳля и Владыку. Видишь ли,
какъ еще въ вѳтхомъ завѣтѣ получили своѳ начало и предъуготовленіе заповѣди новаго любомудрія? Такъ какъ (іудеи) долгоѳ
время были воспитываемы закономъ и должны были пѳрѳйти къ
совершеннымъ заповѣдямъ, и ихъ обществѳнныя учрежденія ужѳ
достигали конца, то пророкъ въ надлѳжащее время и вѳдетъ ихъ
къ этону любомудрію. Будемъ же повиноваться такому прекрасному закону и хранить себя отъ всякаго стыда, нѳ будемъ ни
отвергать своихъ женъ, ни прижимать отвергнутыхъ другими. Съ
какимъ лицомъ ты будешь смотрѣть на мужа этой ясены, какими
глазами—^на его друзей и слугь? Еслипо смерти супругавзявшій
его ясену, увидѣвъ потомъ предъ собою одно только иэображѳвіѳ