Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
на снова: жвна привязана вотъ закономъ. 219 его, испытываетъ тяжелое и непріятное чувство, то видящій жи¬
вого мужа своей сожительницы какую будетъ вести жизнь? Какъ
будетъ входить въ домъ? Съ какими мыслями, какими глазами
будетъ видѣть въ женѣ его свою? Или—лучше—отпущенную никто не могъ бы справедливо на¬
звать женою ни его, ни своею, потому что прелюбодѣйка—ничья
жена. Она и въ отношеніи къ тому нарушила условія, и къ тебѣ
пришла не согласно съ законами. Какимъ же было бы безуміемъ—
вводить въ домъ то, чтб исполнено такихъ волъ? Развѣ есть не¬
достатокъ въ женщинахъ? Для чего же, тогда какъ есть много
такихъ, которыхъ можно брать согласно съ законами и съ чистою
совѣстію, мы обращаемся къ запрещеннымъ, разстроивая доиы,
производя междоусобныя брани, навлекая на себя вездѣ вражду,
отверзая уста безчисленному множеству осуждающихъ, посрамляя
собственную жизнь и, чтб всего тяжелѣе, приготовляя себѣ неиз¬
бѣжное наказаніе въ день суда? Въ самомъ дѣлѣ, что скажемъ
мы тогда имѣющему судить насъ, когда, представивъ законъ и .
прочитавъ, Онъ скажетъ: Я повелѣлъ не брать отпущенной жены,
сказавъ, что это дѣло — прелюбодѣяніе; какъ же ты осмѣлился 222
вступить въ запрещеннный бракъ? Чтб мы скажемъ и чтб будемъ
отвѣчать? Тамъ уже нельзя сослаться на свѣтскіе законы, но не¬
обходимо въ молчаніи и связанными идти въ геѳнскій огонь вмѣстѣ
съ прелюбодѣями и осквернившими чужіе браки, потому что и
отвергнувшій жену безъ причины, состоящей въ прелюбодѣяніи,
и женившійся на отвергнутой, при жизни мужа, наказываются
одинаково вмѣстѣ съ отвергнутою. Поэтому увѣщеваю, прошу и
умоляю, мужей—не отвергать женъ, и женъ—не оставлять мужей,
но слушать Павла, который говоритъ: жена привязана есть зако¬
номъ, въ елико время живетъ мужъ ея: аще же умретъ мужъ ея,
свободна есть за негоже хощешъ посягнути, точію о Господѣ. Какое же моіутъ получить прощеніе тѣ, которые, не взирая
на Павла, дозволяющаго и второй бракъ по смерти супруга и пре¬
доставляющаго такую свободу, осмѣливаются дѣлать это прежде
смерти супруга? Какое могутъ имѣть оправданіе какъ тѣ, кото¬
рые берутъ женъ при жизни мужей ихъ, такъ и'тѣ, которые хо¬
дятъ къ общественнымъ блудницамъ? Вѣдь и это другой видъ
прелюбодѣянія: имѣя дома жену, входить въ общеніе съ блудни¬
цами. Какъ жена, имѣющая мужа, отдавая себя рабу или кому-
нибудь свободному, не имѣющему жены, дѣлается виновною предъ
законами въ прелюбодѣяніи, такъ если и мужъ, имѣющій жену,
грѣшитъ хотя бы съ общественною блудницею, хотя бы съ другою
женщиною, не имѣющею мужа, то это дѣло признается прелюбодѣя¬
ніемъ. Итакъ, будемъ убѣгать и этого вида прелюбодѣянія. Вѣдь чтб