Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
216

ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО.

ветъ мужъ ея. И всякъ, ижг пущеницу пойметъ, прелюбодѣйетвуетъ

(Матв. ѵ, 32). Когда жѳ, скажешь, можно будетъ ей вступить во
второй бракъ? Когда? Когда она освободится отъ цѣпей, когда
умрѳтъ мужъ. Объясняя это, апостолъ нѳ прибавилъ такъ: когда
скончается мужъ ея, она свободна выйти, за кого хочетъ, но: аще
умретъ (χοιρηθ^, упокоіггся),—какъ бы утѣшая еѳ во вдовствѣ и
внушая оставаться при прежнемъ и не соединяться со вторымъ
супругомъ. Не умеръ мужъ твоИ, а спитъ. Кто нѳ ожидаѳтъ спящаго? Поэтому онъ и говоріггъ: аще же умретъ, свободна есть за
негоже хощетъ посягнутщ не сказалъ: пусть вступаѳтъ въ бракъ,
чтобы не показалось, будто онъ заставляетъ и принуждаетъ; онъ
и не прѳпятствуѳтъ желающей вступить во второй бракъ, и не
заставляѳтъ нежелагощую, но сказалъ законъ такой: евободна есть
за негоже хощетъ посягнути. Называя ее овободною послѣ смерти
мужа, онъ выразилъ, что прежде этого, при его жизни, она была
рабою; а будучи рабою и подчиненною закону, хотя бы она получила тысячу разъ запись отпущенія, она по закону виновна въ
прѳлюбодѣяніи. Рабамъ позволительно перемѣнять живыхъ господъ, а женѣ непозволительно перѳмѣнять мужей, при жизни
муяса, потому что это — прелюбодѣявіе. Нѳ указывай мнѣ на законы, постановленные внѣшними, дозволяющіе давать эапись
отпущенія и разводиться. Не по этимъ законамъ будетъ судить
тебя Богь въ тотъ день, а по тѣмъ, которые Онъ самъ постановилъ. I I мірскіе законы дозволяютъ это не просто π не безъ ограішченія, но и они наказываготъ за это дѣло, такъ что и отсюда
видно, что они неблагосклонно смотрятъ на этотъ грѣхъ, потому
что виновнітцу развода оніт лишаготъ имущества и отпускаютъ
бозъ всего, и того, кто подаетъ поводъ къ разводу, наказываютъ
депежнымъ убыткомъ; а оня, конечно, не поступали бы такъ, если
бы одобряли это дѣло.
2. Что же Моисей? И онъ дѣлалъ это по той жѳ причинѣ.
Но ты послушай Христа, который говоритъ: аще не изйудетъ
правда ваша пане книжникъ и фарисей, пе внидете въ царствіе не-

бесное (Матѳ. ѵ, 20). Послушай такжс слѣдующихъ словъ Его:
отпущаяй жену свою, развѣ словесе любодѣйпаю, творитъ ю прелюбодѣйствовати, и иже пущеницу пойметъ, прелюбодѣйетеуетъ (Матѳ.

ѵ, 32). Для того и пришелъ Единородный Сынъ Боясій, для того
принялъ зракъ раба, для того пролилъ драгоцѣнную кровь Свого,
разрупшлъ смѳрть, попралъ грѣхъ, даровалъ обильнѣйшую благодать Духа, чтобы возвести тебя къ высшему любомудріго. Впрочемъ π Моисей ностановилъ такой законъ не безъ причины, но
будучи внвужлеиъ спизойтп къ пѳмощи тѣхъ, которымъ онъ давалъ законъ. Они были скоры яа убійство, родствѳнною кровію