Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА СЛОВА: ЖЕНА ПРИВЯ8АНА есть закономъ. 217 наполняли домы и не щадили ни своихъ, ни чужихъ: поэтому,
чтобы они въ домахъ не убпвалп женъ, которыя сдѣлались имъ
непріятными, онъ заповѣдалъ разводиться, предупреждая ббль-
шее зло—удобство къ убійствамъ. А что онн были склонны къ
убійству, послушай самихъ пророковъ, которые говорятъ: созидаю¬
щій Сіона кровли и Іерусалима неправдами (Мих. ш, 10); ещеі
кровь съ кроемы метаютъ (Ос. іѵ, 2); и еще; руки вашя испол- 220
йены крове (Ис. і, 15). А что они неистовствовали не только
противъ чужихъ, но и противъ своігхъ, и на это указываетъ пре»
рокъ, когда говоритъ: и пожрота сыны своя и дщери своя бѣсовомъ
(Псал. сѵ, 37). А не щадившіе дѣтей своихъ не стали бы щадить
женъ. Чтобы этого не было, Моисей и далъ такое дозволеніе. По¬
этому и іудеямъ, которые спрашивали и говорили: какъ Моисей
заповѣди даты книгу распутную, Христосъ, желая показать, что
Моисей не въ противорѣчіе Ему написалъ этотъ законъ, гово¬
ритъ такъ: Моисеіі по жестосердію вашему повелѣ, ивъ начала же
не быть тако, но сотворивый искони мужескій полъ и женскій со- . творилъ я есть (Матѳ, хіх, 4—19). Если бы это было хорошо, го¬
воритъ, то Богъ не сотворилъ бы одного мужа и одну жену, но,
сотворивъ одного Адама, сотворилъ бы двухъ женъ, если бы хо¬
тѣлъ, чтобы можно было одну отвергнуть, а другую принять: а
здѣсь самымъ способомъ сотворенія Онъ постановилъ законъ, ко¬
торый теперь Я предписываю. Какой же именно? Тотъ, чтобы ту
жену, которая сначала досталась, имѣть при себѣ постоянно;
этотъ законъ древнѣе того, и настолько, насколько Адамъ древ¬
нѣе Моисея. Такимъ образомъ Я теперь не ввожу новаго закона,
и не предлагаю страннаго учепія, но такое, которое старѣе и
древнѣе Моисея. Нс излишне выслушать и самый законъ Мон¬
сея, который онъ постановилъ объ этомъ. Аще кто пойметъ жену,
говоритъ онъ, и плживтъ съ нею, и будетъ аще не обрящетъ бла¬
годати предъ нимъ, яко обрѣте въ ней срамное дѣло, (да) напишетъ
ей книгу отпущенія, и вдастъ ей въ руц* ея (Втор, ххіѵ, 1). Смо¬
три, онъ не сказалъ: пусть напишетъ и пусть дастъ, но что?
Напишетъ ей генигу отпущенія и датъ ей въ руцѣ ея. Между
тѣмъ и другимъ великое различіе. Сказать: пусть напишетъ и
пусть дастъ, свойственно повелѣвающему и требующему; а ска¬
зать: напишетъ ей книгу отпущенія и дастъ ей въ руцѣ ея, свой¬
ственно повѣствующему о томъ, что бываетъ, а не отъ себя пред¬
писывающему законъ. Если кто, говоритъ онъ, отвергнетъ жену
и отпуститъ ю изъ дому своего, м отянеднш будтъ (жена) мужу
иному, и аще возненавидитъ ю мужъ вторый, и напишетъ ей книгу
отпущенія, и даемъ въ руцѣ ея, и отпутитъ ю изъ дому своего, или
умретъ мужъ ея (вторый), иже бѣ ю поялъ себѣ въ жену, не возмо-