Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ΠΑ СЛОВА: ОТЧЕ, АЩК ВОЗМОЖПО ЕСТЬ.

17

получилъ большой пользы (Дѣян. ѵш, 27). Поэтому, чтобы и съ
нами не случилось того жѳ, внимательно выслушайте сказанное,
напрягите умъ, предстаньтѳ съ душею, незанятою ничѣмъ другимъ; пусть будетъ зрѣніѳ ваше остро, умъ напряженъ, душа свободна отъ житейскихъ заботъ, чтобы намъ не бросать словъ въ
терніе или на камни, или при дорогѣ, но, чтобы, воздѣлывая плодоносную и тучную ниву, мы могли пожать обильные плоды. Бсли
вы будете такъ внимать сказанному, то и для насъ сдѣлаете
трудъ болѣе легкимъ и для васъ самигь сдѣлаете разумѣніе болѣе удобнымъ. Что же было прочитано? Отче, аще возмооюно есть,
Ьа мимо идетъ отъ Мене чагиа сгя, Что значатъ эти слова Хри-

стовы? Нуяшо яснѣе истолковать это изреченіе и потомъ предложить разрѣшеніе. Чтожѳ значатъ эти слова? Отче, аще возмооюно
есть, отклони крестъ. Что говоришь ты? Развѣ Онъ не знаетъ,
возможно ли это, или невозможно? Кто можетъ сказать это?Хотя
такія выраженія свойственны незнающѳму, потому что частица:
аще, выражаетъ обыкновеняо неувѣренность, но, какъ я сказалъ,
не должно останавливаться на словахъ, а нужно обращаться къ
мыслянъ и узнавать цѣль говорящаго, причину и время и, сообразивъ все это, находить такимъ образомъ заключающійся въ
нихъ смыслъ. Неизреченная Премудрость, Тотъ, Который знаетъ
Отца такъ, какъ Отецъ знаетъ Сына, какъ могъ не знать этого?
Знаніе страданій не больше знанія существа Боясія, которое Онъ
одинъ точно знаетъ. Якоже, говоритъ Онъ, знаетъ Мя Отецъ, и
Лзъ знаю Отца (Іоан. х, 15). И что я говорю ο Единородномъ Сынѣ
Божіемъ? Даясе и пророки повидимому не незнали этого, а точно
н знали и предсказывали съ великою увѣренностію, что это должно
быть, что зто непремѣнно будетъ.
Послушай, какъ они различнымъ образомъ всѣ предсказываютъ ο крестѣ. Во-первыхъ, патріархъ Іаковъ; онъ, обращая
рѣчь ко Христу, говоритъ: отъ лѣторасли, сыне мой, возгиелъ ееи
(Быт. хых, 9), называя лѣтораслію дѣву и выражаячистотуМаріи.
Потомъ, указывая на крестъ, говоритъ: возлегъ, уснулъ еси яколевъ,
и яко скименъ: кто возбудгтъ Его? Успокоеніемъ и сномъ онъ на"

звалъ смерть Христову и со смертію соединилъ воскресеніе, сказавъ, кто возбудгтъ Егоі Другой никто, а самъ Онъ Себя. Поэтому и Христосъ говорилъ: облаеть имамъ полоэюити душу мою,
и область имамъ паки пргяти ю (Іоан.х, 18); и еще: разоритецерковь
сію,и тремиденми воздвигпу ю (Іоан. п, 19). Чтоже значитъ: возлеіъ,

уснулъ ееи яко левъ? Какъ левъ бьюаетъ страшенъ нѳ только тогда,
когда бодрствуегъ, но и когда спитъ, такъ и Христосъ былъ грозенъ не только до креста, но и на самомъ крестѣ, и въ самой
смертщ и тогда Онъ совершалъ вѳликія чудеса, помрачая солнце,
ПЮРВВХЯ СВ. ІОАННА 8ДАТОТОТАГО.

2