Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА СЛОВЛ: БЛУДОДѢЯШЯ РАДГ! КІЙЖДО <:ВОЮ ЖВІІУ ДА ИМАТЬ. 2 1 3

и лишишь себя выпшей помощи, тогда блудница, снѣло взявъ
тѳбя и призвавъ своихъ бѣсовъ, составивъ чары и устроивъ козни,
весьма легко повредитъ твоему спасенію и выставитъ тебя на позоръ и посмѣяніѳ всѣмъ житѳлямъ города, такъ что они даже нѳ
пожалѣютъ ο твоемъ злополучіи. И кто помилуетъ, говоритъ премудрый, обаянника змѣемъ усѣкнена, и веѣхъ приетупающихъ къ

зѳѣремъ (Сирах. хп, 13)? Не говорю уже ο потерѣ имущѳства, объ
ежедневныуъ подозрѣніяхъ, надменности, наглости, оскорблѳнін^
котороѳ блудницы дѣлаютъ глупцамъ; это горьче тысячн смѳртѳй.
Оть жены часто ты не переносишь и одного тяяселаго слова, а
передъ блудницею, когда она дажѳ бьѳтъ тебя, благоговѣѳшь. И
ты не стыдишься, не краснѣешь, не жѳлаѳшь, чтобы предъ тобою
разверзлась земля? Какъ можешь ты войти въ церковь и воздѣть
руки къ небу? Какъ призовешь Бога устами, которыми ты цѣловалъ блудницу? И ты не трепѳщешь, скажи мнѣ, и не бошпься,
чтобы когда-нибудь молнія, упавши свыше, не сожгла твою безстыдную голову? Хотя бы ты и укрылся отъ своей обиженной
жены, но никогда нѳ укроешься отъ недрѳмлющаго ока. Такъ и
тому прелюбодѣю, который говорилъ: тмаѵкресжь мене и стѣны,
кого убоюся, премудрый отвѣчалъ: очи Господпи тмами темъ кратъ
евѣтлѣйшіи солнца суть, прозирающіи дѣла человѣческія (Снр. ххпі,

2 6 — 2 8 ) . По всему этому и сказалъ Павелъ: кійоюдо свою жену да
иматьу и каяждо (жепа) своего мужа да имать. Женѣ мужъ долясную
любовь да воздаетъ: такожде и жена муоюі/ (1 Кор. ѵп, 2, 3 ) . Медъ
каплетъ отъ уетенъ жены блудницы, яже па ѳремя наслаждаетъ
твой гортань, поелѣди же горчае желчи обрящеши, и изогцренну паче 217

меча обоюдуоетра (Притч. ѵ , 3, 4). Поцѣлуй блудницы заключаетъ
въ себѣ ядъ, ядъ тайный и скрытный. Зачѣмъ же ты гоняешься
за удовольствіемъ, которое ведетъ къ осужденіго, производитъ гибель, наноситъ неизлѣчимую рану, тогда какъ можно получать
удовольствіе, не подвергаясь никакому злу^ Съ свободною женою
и удовольствіе, и безопасность, и покой, и честь, и красота, и
добрая совѣсть; а тамъ великая горечь, великій вредъ, постоянное
осужденіе. Хотя бы никто изъ людей не видалъ, совѣсть никогда
яе перестанеть осуждать тѳбя; куда бы ты ни пошелъ, этотъ обвинитель будетъ слѣдовать за тобою, осуждая и громко взывая противъ тебя. Такимъ образомъ, кто ищетъ удовольствія, тотъ особенно и пусть избѣгаетъ общенія съ блудницами, потому что
вѣтъ ничего горьче этой привычки, ничѳго непріятнѣе этого
общенія, ничсго порочнѣѳ этихъ нравовъ. Елень любве и жребя
твоихъ благодатей да бесгъдуетъ тебѣ: источпинъ твоея води да оу-

детъ тебѣ источникомъ (Причт. ѵ, 19, 18). Имѣя чистый источникъ
воды, для чѳго ты бѣжишь къ болоту, напелненному грязью, пах-