Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ИА СЛОВА: БЛУДОДѢЯНІЯ РАДИ КІЙЖДО ОВОЮ ЖЕНГ ДА ЯМАТЬ.

211

имѣеть никакого преимущѳства предъ женою, но подобноѳй наказывается, если нарушаѳтъ законы брака. И весьма справедливо. Въ
самомъ дѣлѣ, нѳ для того пришла къ тебѣ жена, оставила отца
и мать и весь домъ, чтобы подвергаться оскорбленію, чтобы ты
принималъ вмѣсто нея низкую служанку, чтобы дѣлалъ ей множество непріятностей; ты взялъ въ ней спутницу, подругу жизни,
свободную и равночестную. Подлинно, не безразсудно ли, — получивъ прнданое, показывать свою благорасположенность и нисколько
не уменыпать ѳго, а то, что драгоцѣннѣе всякаго приданаго, цѣломудріѳ и чистоту и тѣло свое, которое есть собственность жены,
растлѣвать и осквернять? Если ты истратишь приданоѳ, то отвѣчаешь предъ тѳстемъ; а если потеряешь цѣломудріе, то дашь
отчетъ Богу, который установилъ бракъ и вручилъ тебѣ жену. Α
что это справедливо, послушай, что говоритъ Павелъ ο прелюбодѣяхъ: тѣмже убо отметаяй, не неловѣка отметаетъ, по Бога
давшаго Духа
евоего Святаго еъ васъ (1 Сол. гѵ, 8). Видишь ли,

у

какъ слово Божіе внушаетъ, что прелюбодѣяніѳ состоитъ не
только в ъ томъ, когда имѣющій жѳну совершаетъ блудъ съ женщиною замуяшею, но и съ какою бы ни было блудницею? Какъ
ο женщинѣ, имѣющей мужа, мы говоримъ, что она прелюбодѣйствуетъ, съ слугою ли грѣпштъ она, или съ кѣмъ бы ни было, —
такъ и ο мужѣ мы должны сказать, что онъ прелюбодѣйствуетъ,
когда, имѣя самъ жену, распутствуѳтъ, съ рабынею ли, или съ
какой бы то ни было общественною блудшщею. Не будемъ же
пренебрегать своимъ спасеніемъ и отдавать душу свою діаволу
чрезъ этотъ грѣхъ. Отсюда происходитъ множество бѣдствій,
разрупхающихъ домы и множество раздоровъ; отъ этого изсякаеть любовь и уничтоясается благорасположеніе. Какъ невозможно, чтобы человѣкъ цѣломудренный презиралъ свою жену и
когда-нибудь пренебрегъ ею, такъ невозможно, чтобы человѣкъ
развратный и безпутный любилъ свою жену, хотя бы она была
прекраснѣе всѣхъ. Огь цѣломудрія рождается любовь, а отъ любви
безчисленное множество благъ. Итакъ, считай прочихъ женщинъ
какъ бы каменными, зная, что если ты послѣ брака посмотршпь
похотливыми глазами на другую женщину, хотя бы общественвую, хотя бы замужнюю, ты дѣлаешься виновнымъ въ грѣхѣ
прелюбодѣянія. Каждый день повторяй себѣ эти слова; и если
увидишь, что въ тебѣ возбуждается похоть къ другой жѳшцинѣ
и затѣнъ твоя жена отъ этого кажется тебѣ непріятною, то войди
во внутреннюю комнату и, раскрывъ ату книгу, взявъ въ посредвики Павла и непрѳстанно повторяя эти слова, погаси пламень.
Такинъ образомъ и жѳна опять будетъ для тебя вождѳлѣнною,
потому что такое иожеданіе не станѳтъ истрѳблять твоего благоШЛПАѴНК спт». л ѵ т . А Ш А Д В М П І .

14*